+7 (965) 270-20-00 +7 (499) 745-02-20
Обратный звонок
Обратный звонок Оставьте свои контактные данные и мы перезвоним вам в ближайшее время
*
*
Закрыть окно
info@rbintellekt.ru
Юридичекская компания РБ Интеллект

Составление и сопровождение договоров речной и морской перевозки грузов (договора фрахта)

Согласно статье 67 Кодекса внутреннего водного транспорта – по договору перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза.

Стороны договора перевозки груза вправе предусмотреть применение коносамента в качестве транспортного документа, выдаваемого перевозчиком.

Формы и порядок заполнения транспортных документов, являющихся обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с перевозками грузов на внутреннем водном транспорте, устанавливаются правилами перевозок грузов.

Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования). В этом случае фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные Кодексом внутреннего водного транспорта.

Определение Верховного Суда РФ от 22.08.2019 № 304-ЭС19-13367 по делу № А75-12038/2018

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.07.2019 № Ф02-2994/2019 по делу № А58-4984/2018

По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Договор морской перевозки груза может быть заключен:

  • с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер) и без такого условия.
  • Согласно статье 787 Гражданского кодекса Российской Федерации - по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Существует несколько видов чартеров:

  • Рейсовый чартер — договор фрахтования морского судна на фиксированное число рейсов:
  • фрахтование судна на один рейс, т.е. соглашение, по которому судовладелец за определенную плату (фрахт) обязуется перевести обусловленный груз из одного или нескольких портов отправления в один или несколько портов назначения; 
  • фрахтование на последовательные рейсы; применяется при перевозках больших количеств однородного груза в одном и том же направлении одним и тем же судном; 
  • фрахтование по генеральному контракту, т.е. соглашение, по которому судовладелец обязуется в течение определенного периода времени перевезти обусловленное количество груза.
  • Слот-чартер — аренда контейнерной ячейки (секции) на судне-контейнеровозе.
  • Бербоут-чартер. По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
  • Тайм-чартер — По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
  • Димайз-чартер – вид чартера, договор найма судна, когда судовладелец передает его фрахтователю на оговоренный срок вместе с командой, члены которой становятся его служащими. Фрахтователь принимает на себя все расходы по судну, включая заработную плату экипажу, и расплачивается с судовладельцем ежемесячно.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 № 09АП-17442/2019-ГК, 09АП-18276/2019-ГК по делу № А40-175069/18

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.10.2018 № 303-ЭС18-9781 по делу № А51-9887/2017

Коносамент – это документ, содержащий условия договора морской перевозки, который выдаётся перевозчиком грузоотправителю в качестве удостоверения принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт.

Согласно статье 144 Кодекса торгового мореплавания РФ в коносаменте указываются:

  • Наименование перевозчика и место его нахождения;
  • Наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
  • Наименование отправителя и место его нахождения;
  • Наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
  • Наименование получателя, если он указан отправителем;
  • Наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;
  • Внешнее состояние груза и его упаковки;
  • Фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;
  • Время и место выдачи коносамента;
  • Число оригиналов коносамента, если их больше чем один;
  • Подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 № 05АП-8936/2018, 05АП-8968/2018 по делу № А51-29807/2017 

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2018 № 05АП-6409/2018 по делу № А59-521/2018 

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2019 № 09АП-69668/2019 по делу № А40-77682/2019 

Штурманские расписки - документ, выдаваемый судовой администрацией грузоотправителю в подтверждение принятия на судно определенной партии груза. Штурманская Расписка выдается только после фактического принятия груза на судно, оформляется обычно на одном из экземпляров погрузочного ордера и служит основанием для выписки коносамента. С момента выдачи Штурманской Расписки ответственность за сохранность груза несет перевозчик.

После окончания погрузки экспортного груза на судно оператор морского терминала передает перевозчику два экземпляра поручения на отгрузку экспортного груза, один из которых остается у перевозчика, а другой, с распиской перевозчика о приеме груза (штурманская расписка), возвращается оператору морского терминала.

Бункерная расписка (накладная) – предоставляет собой акт отгрузки бункерного топлива на борт. Подписывается капитаном бункеровщика и капитаном бункеруемого судна или их представителями и заверяется печатью, после чего она передается поставщику или его представителю как подтверждение получения топлива в отношении объёма и температуры топлива, а второй экземпляр расписки остаётся у капитана судна 

Составление заявок на международное экспедирование и перевозку грузов, в том числе и на организацию перевозки грузов из портов

Договор транспортной экспедиции - это соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Составление и экспертиза договоров морской перевозки, транспортной экспедиции по международной смешанной перевозке грузов (морская перевозка из портов)

Договор морской перевозки грузов - наиболее детализированный, сложный и своеобразный транспортный договор, воспринявший многие, выработанные многолетней практикой морских перевозок, международные нормы. На регулирование правил морской перевозки, кроме того, значительное влияние оказывают международные торговые обычаи и обыкновения, позволяющие внедрить единые нормы, термины и знаки.