Морская арбитражная комиссия разрешает споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного права либо только российского или только иностранного права, в частности споры, которые вытекают из отношений:
- по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном (река - море) плавании;
- по морской буксировке судов и иных плавучих объектов;
- по морскому страхованию и перестрахованию;
- связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих объектов;
- по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, а также судов внутреннего плавания, поскольку соответствующие операции связаны с плаванием таких судов по морским путям;
- связанных с использованием судов для осуществления научных исследований, добычи полезных ископаемых, гидротехнических и иных работ;
- по спасанию морских судов либо морским судном судна внутреннего плавания, а также по спасанию в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания;
- связанных с подъемом затонувших в море судов и иного имущества;
- связанных со столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также с причинением судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки и другим объектам;
- связанных с причинением повреждений рыболовным сетям и другим орудиям добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а также с иным причинением вреда при осуществлении промышленного рыболовства.
Морская арбитражная комиссия разрешает также споры, которые возникают в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в случаях, указанных в настоящей статье, а также споры, которые связаны с осуществлением судами внутреннего плавания загранперевозок.
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 20.01.1993 № 4323-1 «Об Арбитражном суде, Морской арбитражной комиссии и диспашерах при Торгово - промышленной палате Российской Федерации».
Вопросы взыскания демереджа и оспаривания демереджа
Согласно статье 132 Кодекса Торгового Мореплавания Российской Федерации – размер платы, причитающейся перевозчику за простые судна в течение контрсталийного времени (демередж), определяется соглашением сторон, при отсутствии соглашения согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту. В случае отсутствия таких ставок размер платы за простые судна определяется расходами на содержание судна и его экипажа.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.10.2019 № Ф07-12568/2019 по делу № А13-16981/2018
Досудебная работа с контрагентами по заключенным договорам морской перевозки.
Наложение и снятие арестов морских и речных судов
Согласно статье 388 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации арестом судна является любое задержание или ограничение в передвижении судна во время нахождения его в пределах юрисдикции Российской Федерации, осуществляемые на основании постановления суда, арбитражного суда или управомоченного законом налагать арест третейского суда по морским делам для обеспечения морского требования.
Процедура предусмотрена в статье 389 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, за исключением задержания судна, осуществляемого для приведения в исполнение решения суда, арбитражного суда или третейского суда, вступившего в законную силу.
Судно может быть освобождено от ареста только на основании постановления суда, арбитражного суда или третейского суда при предоставлении достаточного обеспечения в приемлемой форме.
При отсутствии соглашения сторон о форме и размере обеспечения суд, арбитражный суд или третейский суд определяет форму обеспечения, а также размер обеспечения, который не должен превышать стоимость судна.
Любая просьба об освобождении судна от ареста в связи с предоставлением обеспечения не означает признание ответственности, отказ от средств защиты или от права на ограничение ответственности.
Лицо, предоставившее обеспечение в любое время обратиться в суд, арбитражный суд или третейский суд с просьбой об уменьшении, изменении или отмене такого обеспечения.
Представление интересов при морских авариях
Согласно статье 38 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», если столкновение судов, посадка судна на мель либо иная морская авария, произошедшие во внутренних морских водах или в территориальном море, либо действия по ликвидации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации вправе принять необходимые меры, в том числе к пострадавшему судну и виновнику аварии, соразмерные фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации или связанных с ним интересов (включая рыболовство) от загрязнения или угрозы загрязнения.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2019 № 307-ЭС19-4440 по делу № А56-104785/2018
Представительство в судах по морскому праву (споры по коносаменту, договорам, договорам морской перевозке, актам поставки/сверки и др.)
Защита прав судовладельца перед третьими лицами;
Защита прав агентов по взысканию сумм, причитающиеся перевозчику по договору морской перевозки груза в случаях уступки требования;
Защита интересов экспедиторов при оказании услуг по транспортировке груза, в том числе фрахт, морская перевозка на судне, весь комплекс погрузочно-разгрузочных работ, крановые операции в транзитных портах, оформление товарно-транспортных документов (букинг-нота (фрахтовый сертификат), коносамент);
Взыскание задолженности по договорам морской перевозки грузов (тайм-чартер, бербоут-чартер, димайз-чартер и другие).
По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
Договор морской перевозки груза может быть заключен:
с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер) и без такого условия.
Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем, или от имени которого заключен такой договор.
Фрахтователем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза.
Отправителем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.12.2019 № Ф05-19487/2019 по делу № А40-150232/2018
Определение Верховного Суда РФ от 16.02.2018 № 307-ЭС17-22677 по делу № А56-86300/2016