info@rbintellekt.ru
Обратный звонок
Обратный звонок Оставьте свои контактные данные и мы перезвоним вам в ближайшее время
*
*
Закрыть окно

Консультации по вопросам применения норм международного морского законодательства (частного и публичного)

 Оказываются консультации по вопросам:

  • таможенного оформления, связанным с перемещением через границу морских судов;
  • структурирования моделей договорных отношений (бербоут-чартер, рейсовый чартер и др.);
  • регистрации залога морских судов;
  • оформление отношений между судовладельцем и экипажем и другие.

Часто задаваемые вопросы:

По каким документам идет оформление погрузки-выгрузки в морских портах?

Коносамент – это документ, содержащий условия договора морской перевозки, который выдаётся перевозчиком грузоотправителю в качестве удостоверения принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт.

В коносаменте указываются:

  • Наименование перевозчика и место его нахождения;
  • Наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
  • Наименование отправителя и место его нахождения;
  • Наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
  • Наименование получателя, если он указан отправителем;
  • Наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;
  • Внешнее состояние груза и его упаковки;
  • Фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;
  • Время и место выдачи коносамента;
  • Число оригиналов коносамента, если их больше чем один;
  • Подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

На практике чаще всего встречается судебные споры, связанные с исполнением договоров морских перевозок (повреждение груза, пропуск срока доставки и т.п.), основным документом которых является коносамент.

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 № 05АП-8936/2018, 05АП-8968/2018 по делу № А51-29807/2017 

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2018 № 05АП-6409/2018 по делу № А59-521/2018 

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2019 № 09АП-69668/2019 по делу № А40-77682/2019 

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 № 09АП-17442/2019-ГК, 09АП-18276/2019-ГК по делу N А40-175069/18 

Штурманские расписки - документ, выдаваемый судовой администрацией грузоотправителю в подтверждение принятия на судно определенной партии груза. Штурманская Расписка выдается только после фактического принятия груза на судно, оформляется обычно на одном из экземпляров погрузочного ордера и служит основанием для выписки коносамента. С момента выдачи штурманской расписки ответственность за сохранность груза несет перевозчик.

После окончания погрузки экспортного груза на судно оператор морского терминала передает перевозчику два экземпляра поручения на отгрузку экспортного груза, один из которых остается у перевозчика, а другой, с распиской перевозчика о приеме груза (штурманская расписка), возвращается оператору морского терминала.

Бункерная расписка (накладная) – предоставляет собой акт отгрузки бункерного топлива на борт. Подписывается капитаном бункеровщика и капитаном бункеруемого судна или их представителями и заверяется печатью, после чего она передается поставщику или его представителю как подтверждение получения топлива в отношении объёма и температуры топлива, а второй экземпляр расписки остаётся у капитана судна 

Каковы отличия опасных грузов от грузов повышенной опасности?

Перечень и правила перевозки опасных грузов устанавливаются Минтрансом России, а перечень и правила перевозки грузов повышенной опасности - нормативным актом Правительства Российской Федерации.;

Опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Перечень видов грузов повышенной опасности устанавливается Правительством Российской Федерации.

Опасные грузы перевозятся в соответствии с правилами перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В случае неправильного указания в транспортной накладной наименования опасного груза, его свойств, особых отметок или необходимых при перевозке опасного груза мер предосторожности, отправления запрещенного для перевозки внутренним водным транспортом груза перевозчик вправе требовать от грузоотправителя или грузополучателя выгрузки за их счет опасного груза в любое время и в любом месте. 

В случае, если грузоотправитель или грузополучатель отказывается от выгрузки такого груза либо обстоятельства требуют немедленной его выгрузки, перевозчик вправе уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения понесенных грузоотправителем или грузополучателем в связи с этим убытков. Плата за перевозку опасного груза в случаях, указанных в настоящем пункте, грузоотправителю не возвращается. 

В случае, если плата за перевозку такого груза не была уплачена при его отправлении, перевозчик вправе взыскать ее с грузоотправителя полностью. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, нанесенные ему таким грузом.

Если груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленной выгрузки такого груза либо в зависимости от обстоятельств обезвредить или уничтожить такой груз без возмещения грузоотправителю или грузополучателю понесенных в связи с этим убытков. Перевозчик имеет право на долю провозной платы, пропорциональную фактически пройденному судном расстоянию с таким грузом.

Грузы повышенной опасности – это грузы, которые могут быть использованы в террористических целях и, следовательно, привести к серьезным последствиям, таким как многочисленные людские потери или массовые разрушения.

Грузы повышенной опасности допускаются к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. И в судебной практике также часто встречаются случаи, когда хранение опасного груза было совершено ненадлежащим образом, то морские порты отказывались принять судно на разгрузку.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.04.2019 № Ф03-1021/2019 по делу № А51-30086/2017 

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.09.2018 № Ф03-3501/2018 по делу № А51-5008/2018

Чем регулируются отношения между судовладельцем и экипажем его судна?

Трудовые отношения членов экипажа судна регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.

Помимо этого, права и обязанности членов экипажа судна регулируются уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденным в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Возможно ли возместить убытки, причиненные в связи с некачественным исполнением своих обязанностей таможенными органами?

Да. Необходимо обратиться в суд с требованием о возмещении убытков. Суды поддерживают судовладельцев при отстаивании своих интересов и возмещали сумму понесенных убытков, покрывающую значительную часть понесенных расходов. 

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014 № 05АП-13332/2014 по делу № А51-18265/2014 

Налогообложение водного транспорта.

Согласно статье 357 НК РФ – теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства являются объектами налогообложения. 

Объектами налогообложения не являются:

    1. Промысловые морские и речные суда; 
    2. Пассажирские и грузовые морские и речные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
    3. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
    4. Морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда;
    5. Суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3.08.2018 № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».