Бюджетная мера принуждения применяется за совершение бюджетного нарушения на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
К бюджетным мерам принуждения относятся:
-бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
-бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
-бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
-приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Виды бюджетных нарушений:
- Нецелевое использование бюджетных средств;
- Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств;
- Неперечисление средств за пользование бюджетным кредитом;
- Нарушение условий предоставления бюджетного кредита.
Алгоритм применения бюджетных принуждений можно условно разделить на несколько этапов и сформулировать следующим образом.
Первый этап, заключается в выявлении финансовым органом государственного (муниципального) финансового контроля фактов нарушений в бюджетной сфере в процессе осуществления контрольных мероприятий на подконтрольных объектах.
Второй этап состоит в формальной фиксации выявленных нарушений в специальном процессуальном документе - уведомлении о применении бюджетных мер принуждения (далее - уведомление), которое должно содержать сведения о выявленных нарушениях в бюджетной сфере. В уведомлении должны быть зафиксированы данные об объемах средств, использованных при совершении бюджетных нарушений, по каждому и них.
Данное уведомление контролирующий орган направляет не позднее 30 календарных дней со дня окончания контрольного мероприятия финансовому органу (органу управления внебюджетным фондом). Копия уведомления направляется в адрес объекта контрольного мероприятия (п. 5 ст. 306.2 БК РФ).
Наряду с уведомлением контрольный орган при выявлении бюджетного нарушения на подконтрольном объекте имеет право внести представление. Представление - это документ контрольного органа, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:
- об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
- о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
В случае неустранения нарушений бюджетного законодательства, изложенных в представлении, контролирующий орган направляет в 30-дневный срок со дня окончания срока исполнения представления уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу, а копию - подконтрольному объекту.
Также можно направить запрос финансового органа в адрес контрольного органа об уточнении сведений, содержащихся в уведомлении. В указанном случае контрольный орган вправе направить в финансовый орган уведомление о применении бюджетных мер принуждения, содержащее уточненные сведения, в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения запроса.
Третий этап процесса применения мер бюджетного принуждения состоит в принятии процессуального решения о применении меры бюджетного принуждения. Указанное решение может быть принято в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления или уведомления, содержащего уточненные сведения.
Принятое решение подлежит исполнению в срок до одного года со дня принятия. По решению Министерства финансов РФ, финансового органа субъекта Российской Федерации, финансового органа муниципального образования годичный срок исполнения бюджетной меры принуждения может быть продлен на срок более одного года в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 24.10.2018 № 1268 и Приказа Минфина России от 19.12.2018 № 275н.
Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), содержащий сведения о выявленных и об объемах средств, использованных с указанными нарушениями, по каждому бюджетному нарушению (без учета объемов средств, использованных с этими бюджетными нарушениями и возмещенных в доход соответствующего бюджета до направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения).
Решение о применении бюджетных мер принуждения, подлежит принятию в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом (органом управления
государственным внебюджетным фондом) уведомления о применении бюджетных мер принуждения или уведомления о применении бюджетных мер принуждения, содержащего уточненные сведения, и исполнению в срок до одного года со дня принятия указанного решения.
Постановление Правительства РФ от 24.10.2018 № 1268 «Об утверждении общих требований к установлению случаев и условий продления срока исполнения бюджетной меры принуждения».
Постановление Правительства РФ от 07.02.2019 № 91 «Об утверждении Правил принятия Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органами управления государственными внебюджетными фондами решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об изменении решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об отмене решений о применении бюджетных мер принуждения или решений об отказе в применении бюджетных мер принуждения».
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017 N 02АП-2116/2017 по делу № А28-7307/2016
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.09.2017 № Ф01-3397/2017 по делу № А28-7307/201
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 № 08АП-6190/2018 по делу № А75-1525/2018