+7 (965) 270-20-00 +7 (499) 745-02-20
Обратный звонок
Обратный звонок Оставьте свои контактные данные и мы перезвоним вам в ближайшее время
*
*
Закрыть окно
info@rbintellekt.ru
Юридичекская компания РБ Интеллект

Виды и формы бизнеса в Российской Федерации (Часть 4)

Особенности участия СМСП в государственных закупках.

В части 3 данной статьи был рассмотрен такой вид льгот для СМСП, как выкуп арендованного ими имущества. В данной части статьи будут рассмотрены льготы СМСП в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (напомним, что данные льготы распространяются также и на СОНКО).

Льготы для СМСП в данной сфере заключаются в установлении минимального объема закупок у СМСП. Закупки у СМСП осуществляются посредством проведения конкурсов, аукционов и т. д., в которых имеют право участвовать

·исключительно СМСП

·любые лица, но с условием о привлечении ими к исполнению контракта СМСП (например, в качестве субподрядчиков).

Иные закупки, в которых вправе участвовать любые лица, в объем закупок у СМСП не включается, даже если на них побеждают СМСП

Минимальный объем таких закупок составляет 15 % от общего объема закупок При этом, некоторые виды закупок (например, проводимые в сфере обороны и безопасности) из общего объема исключаются. Если же к таким закупкам, исключаемым из общего объема, относятся все закупки, осуществляемые заказчиком, то обязанность закупки у СМСП у него отсутствует (хотя, несмотря на это, он все же обязан составить отчет о закупках у СМСП, указав, что объем таких закупок равен нулю) (письмо Минэкономразвития России (далее – МЭР) от 11.03.2015 № Д28и-643).

А вы знали что мы предоставляем юридические услуги для юридических лиц ?

Проведение конкурсов и аукционов с участием исключительно СМСП

Участвовать в таких закупках вправе лишь лица, декларирующие свою принадлежность к СМСП (предоставление каких-либо иных документов, кроме такой декларации, для подтверждения наличия статуса СМСП не требуется) (письмо МЭР № 7158-ЕЕ/Д28и) (в частности, как указывалось в первой части статьи, не требуется предоставление сведений из реестра СМСП). Однако, если содержащиеся в такой декларации сведения о принадлежности к СМСП недостоверны (например, если организационно-правовая форма соответствующего лица исключает у него наличие статуса СМСП), то в участии в закупке ему будет отказано (постановление Арбитражного суда (далее – АС) Поволжского округа от 14.09.2016 по делу № А49-13516/2015).

Сведения о том, что в закупке вправе участвовать лишь СМСП, должны быть указаны в извещении о ее проведении (при этом, данные сведения, равно как иные сведения, которые должны быть в таком извещении, могут содержаться также в конкурсной документации к закупке, если в извещении имеется отсылка к последней) (постановление АС Поволжского округа от 21.10.2016 по делу № А65-20536/2015).

К особенностям проведения закупок с участием исключительно СМСП можно отнести следующее:

·Начальная цена контракта не может превышать 20 млн. руб. (данное ограничение действует в том числе и при проведении совместных закупок несколькими заказчиками (письмо МЭР от 28.01.2016 № ОГ-Д28-1174));

·Срок оплаты поставленного товара не может превышать 15 дней с момента его приемки.

Отметим, что ограничения в отношении цены контракта и срока оплаты товара действуют именно в отношении закупок с участием исключительно СМСП; при проведении закупок с обязательным привлечением СМСП к исполнению контракта, а равно в случае победы СМСП при проведении закупок, проводимых по общим правилам, такие ограничения, в том числе и по аналогии, не применяются (письмо МЭР от 09.12.2014 № Д28и-2740, Обзор ВС РФ 28.06.2017)

Привлечение СМСП к исполнению государственного контракта

Помимо закупок, в которых вправе участвовать исключительно СМСП, проводятся закупки, обязательным условием для участия в которых является привлечение к исполнению государственного контракта СМСП.

В качестве привлечения СМСП к исполнению контракта прямо предусмотрено их привлечение в качестве субподрядчиков и соисполнителей (то есть заказ у них работ и услуг). Кроме этого, в качестве такового может рассматривать и закупка у них товаров, необходимых для исполнения контракта (например, строительных материалов, дорожных знаков и т. д.) (письмо МЭР от 22.06.2015 № Д28и-1714).

Объем привлечения СМСП к исполнению контракта должен быть определен в самом контракте в виде процента от его цены. При этом, спорным является вопрос, насколько конкретно должен быть определен такой процент (иными словами, может ли контракт предусматривать, что такой объем должен составлять не менее определенного процента от цены контракта). Так, например, АС Дальневосточного округа признал, что формулировка о том, что объем привлечения СМСП должен составить «не менее 20 % от цены контракты», «в силу ее диапазонности» достаточно конкретной не является (постановление от 22.12.2017 по делу № А37-625/2017). С другой стороны, имеет место и прямо противоположная позиция (например, постановление АС Северо-Западного округа от 30.11.2016 по делу № А56-78004/2015).

Надо отметить, что при проведении закупок с привлечением СМСП к исполнению контракта в объем закупок у СМСП (который, как сказано выше, должен составлять не менее 15 % от общего объема закупок) включается не весь объем таких закупок, а лишь объем привлечения СМСП; иными словами, если, например, цена контракта составляет 10 млн. руб., а объем привлечения СМСП – 1,5 млн. руб., то в объем закупок у СМСП будут включены 1,5 млн. руб., а не 10 млн. руб.

Исключением будет являться лишь тот случай, когда победителем такой закупки становится СМСП, участвовавший в закупке наравне с другими лицами. В этом случае в объем закупок у СМСП включается весь объем закупок у такого него, а не только объем привлечения им к исполнению контракта других СМСП. Более того, как разъяснило МЭР в письме от 28.04.2017 № Д28и-1929, СМСП, ставший победителем закупки, вправе вообще не привлекать других СМСП к исполнению контракта.

А вы знали что мы предоставляем юридические услуги для юридических лиц ?

УСН и цена контракта

Многие плательщики УСН являются СМП (условие применения УСН – выручка не боле 112,5 млн. руб., в то время как максимальная выручка для микропредприятий - 120 млн. руб.), и, следовательно, освобождены от НДС. Однако, при осуществлении государственных закупок цена контракта в ряде случаев указывается с выделением НДС. В связи с этим, как указано в Обзоре ВС РФ № 3 (2019), обязанность по уплате НДС у поставщика возникает, но лишь в случае выделения им НДС в счете-фактуре, которую он выставляет заказчику (то есть само по себе упоминание НДС в контракте, если поставщик не выставляет счета-фактуры с выделением в них НДС, обязанности по его уплате не влечет).

При этом, вопрос о возможности исключения указания на НДС в контракте при его заключении по требованию поставщика является спорным.

Так, например, в определении от 13.10.2016 № 308-КГ16-12777 ВС РФ признал правомерным отказ заказчика исключить упоминание НДС в контракте, указав, заключение контракта должно проходить на тех условиях, которые указаны в извещении о проведении аукциона, и что НДС был упомянут в проекте контракта, который был размещен при проведении аукциона, о чем победитель аукциона был осведомлен.

С другой стороны, в определении от 19.03.2010 № 302-КГ18-24863 ВС РФ признал неправомерным отказ Заказчика от исключения из контракта указания на НДС, указав, что государственный заказчик не вправе принуждать участника закупки, применяющего УСН, к уплате НДС, а требования об исключении выделения НДС в цене контракта направлено не на одностороннее изменение условий контракта, а на приведение его в соответствие с фактическими обстоятельствами.

Заключение

Таким образом, СМСП предоставлены значительные льготы в сфере закупок. Однако на практике при осуществлении закупок с участием СМСП возникает ряд спорных вопросов, для разрешения которых требуется качественная юридическая помощь.


Нужна консультация?

РБ Интеллект поможет решить ваши юридические проблемы

image