+7 (965) 270-20-00 +7 (499) 745-02-20
Обратный звонок
Обратный звонок Оставьте свои контактные данные и мы перезвоним вам в ближайшее время
*
*
Закрыть окно
info@rbintellekt.ru
Юридичекская компания РБ Интеллект

Проблема института признания в международном праве

Понятие института признания в международном праве

 

Институт признания в международном праве всегда занимал одно из центральных мест в международных отношениях. Как отмечал Д. И. Фельдман, признанием является политико-правовой акт, в котором выражается намерение признающего государства вступать в стабильные международно-правовые отношения с признаваемой стороной, характер и объем которых зависит от вида и формы признания. Существует два способа признания: «молчаливое» признание и признание в результате издания соответствующего акта государством.

 

Виды признания в международном праве

 

Признание в международном праве, являясь институтом сложным, достаточно поливариативно. Помимо признания государства также существует признание правительства, нации, борющейся за самоопределение, восставшей стороны, а также признание организации сопротивления.

В науке международного права выделяется две основные теории признания государств и правительств: декларативная и конститутивная. Представители декларативной теории (Ф. Мартенс, Я. Броунли, Б. М. Ашавский, Д. Фельдман) считают, что для признания достаточно лишь самого факта самопровозглашения новым субъектом международного права. По мнению Д. Фельдмана какая-либо зависимость между государствами исключается за счёт существования принципа суверенного равенства государств, а также принципа народов на самоопределение[1].

В рамках обсуждения декларативной теории необходимо также упомянуть Конвенцию о правах и обязанностях государств от 26 декабря 1933 года, представляющую собой результат первой попытки кодификации признаков государства. Так, статья 1 указанной конвенции выделяет 4 признака правосубъектности государства: постоянное население; определённая территория; собственное правительство; способность к вступлению в отношения с другими государствами. При этом статьёй 3 этой же конвенции закреплена независимость правосубъектности государства от признания другими субъектами международного права. То есть в данной конвенции своё выражение нашла именно декларативная теория.

Конститутивная теория (Л. Оппенгейм, Г. Лаутерпахт, Д. Анцилотти, М. Бастид, С. Патель, Г. Кельзен), в отличие от декларативной, устанавливает, что помимо позиционирования самого государства (правительства) в качестве участника международно-правовых отношений необходимо признание других государств.

В зависимости от объема юридических последствий, которое влечет за собой международно-правовое признание, различается признание де-юре и де-факто. Разница между данными формами признания заключается в том, что последняя в отличие от де-юре является неполной и не подразумевает установление дипломатических отношений. Соответственно, в случае установления между государствами (правительствами) дипломатических отношений на лицо юридическое признание.

 

Актуальные вопросы института признания в международном праве (на примере признания правительства Афганистана)

 

Одной из проблем института признания в международном праве считается его неопределённость. Отсутствие какого-либо международно-правового регулирования указанного вопроса оставляет понимание специфики института признания на собственное усмотрение каждого субъекта международного права. В частности, отсутствуют какие-либо критерии для того, чтобы государство считалось признанным. Именно ввиду отсутствия регулирования указанного вопроса на данный момент в мире существует достаточное количество так называемых частично признанных государств (Абхазия, Южная Осетия, Республика Северный Кипр и пр.).

Однако практика показывает, что в данном вопросе принципиальной является позиция ведущих держав – а развивающимся государствам в таком случае остаётся лишь согласиться с мнением более крупного и влиятельного игрока мировой арены.

Интересным представляется ситуация, связанная с правительством Афганистана, которое хотелось бы рассмотреть в аспекте международно-правового признания правительства.

Первым государством, признавшим новое правительство Афганистана, была Саудовская Аравия. Куда сложнее обстоят дела с признанием странами Европы. Так, ещё 12 октября 2021 года в онлайн-формате состоялся форум G20, в результате которого канцлер Германии от лица всей «двадцатки» выразила намеренный отказ признавать государственный статус установленного талибами режима, а также легитимность власти. По словам на тот момент немецкого канцлера (по состоянию на 26 октября уже не занимает данную должность), «это правительство не представляет интересов всех слоёв населения Афганистана»[2]. Однако позиции отдельных стран начали меняться.

Особый интерес вызывает позиция Российской Федерации. Так, в ходе заседания дискуссионного клуба «Валдай» 21 октября 2021 года президент Российской Федерации отдельно высказался насчёт ситуации с признанием нового афганского правительства. По мнению главы российского государства, последнее постепенно подходит к вероятности исключения движения «Талибан» (организация, запрещённая в РФ) из списка террористических организаций, однако готова будет Россия к такому шагу лишь после соответствующего решения Совета Безопасности ООН.

Нельзя не упомянуть и проведённое 20 октября 2021 года заседание в «московском формате», участниками которого, с одной стороны, была делегация временного правительства Афганистана и представители и старшие должностные лица России, Китая, Пакистана, Ирана, Индии, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Узбекистана – с другой. На взгляд автора, сам факт проведения подобных переговоров, а также принятие делегации нового правительства Афганистана уже фактически свидетельствует о наличии дипломатических отношений между Афганистаном и РФ и, соответственно, заинтересованности РФ в проведении данных переговоров, что в дальнейшем и подтвердится.

Так, спецпредставитель президента РФ по Афганистану, директор второго департамента Азии МИД Замир Кабулов
заявил о готовности большинства участников «московского формата», в частности России, признать новое правительство Афганистана. Таким образом, несмотря на неготовность признавать новое афганское правительство к моменту проведения конференции G20, РФ изменила свою позицию в пользу талибов.

Аналогично обстоят дела и с мнением Китая по данному вопросу. Руководству «Талибана» (организация, запрещённая в РФ) удалось заполучить поддержку Китая, несмотря на первоначальный отказ, в результате переговоров, состоявшихся 26 октября 2021 года между и.о. заместителя главы афганского правительства Абдулом Гани Барадаром и министром иностранных дел Китая Ван И., Китай поменял своё мнение относительно нового правительства Афганистана и, более того, призвал страны Запада к сотрудничеству с Афганистаном.

Однако не всё так однозначно. В то время, как некоторые государства безоговорочно признают или же раздумывают относительно возможности поддержать новое правительство, Таджикистан на данный момент однозначно выступает против такого признания и даже не приемлет возможность каких-либо рассуждений на эту тему.

Великобритания, хоть и не так однозначно, но тоже относится к вопросу поддержки нового афганского правительства с большой долей скепсиса. По мнению посла Великобритании в Таджикистане, «Признать правительство талибов — значит узаконить террористов»[3].

 

 

Выводы

 

В силу сложности самого института признания в международном праве, отсутствия каких-либо критериев признания, а также динамичности межгосударственных отношений не исключается возможность повторения афганского прецедента. Таким образом, государствам как главным акторам международного права необходимо прийти к договорённости, которая позволяла бы унифицировать подходы государств к возможности международно-правового признания государств и(или) правительств. В противном случае, в силу гибкости и открытости проблемы института признания допускается вероятность серьёзных конфликтов как на уровне отдельных государств, так и на международном. В случае с признанием государств отсутствие критериев, с одной стороны, уравнивает потенциальных субъектов международного права в вероятности стать таковым. С другой стороны, это же отсутствие порождает неопределённость субъектного состава и риск нарушения территориальной целостности государства путём отделения от него его части.

 

Мальсагова Амина Саид-Селамовна

Младший юрист ООО «РБ Интеллект»




[1] Фельдман Д. И. Признание государств в современном международном праве. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1965


[2] Резюме председателей саммита G20 от 12 октября 2021 года. URL: https://www.g20.org/wp-content/uploads/2021/10/ChairsSummary.pdf.


[3] URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2021/oct/26/britons-blame-afghanistan.

 




Нужна консультация?

РБ Интеллект поможет решить ваши юридические проблемы

image