+7 (965) 270-20-00 +7 (499) 745-02-20
Обратный звонок
Обратный звонок Оставьте свои контактные данные и мы перезвоним вам в ближайшее время
*
*
Закрыть окно
info@rbintellekt.ru
Юридичекская компания РБ Интеллект

Претензия от государственного органа, должностного лица. Квалификация и оспаривание претензии. Актуальные вопросы.

Введение

В юридической науке и правоприменительной практике понятием «претензия» принято обозначать письменный документ, содержащий предъявление требования в связи с ненадлежащим образом исполненными обязательствами. Отчуждение товаров, оказание услуг, выполнение работ – во всех этих случаях, оформленных в установленном правовыми актами порядке, урегулирование возникших конфликтов может (а в некоторых случаях - должно) происходить в претензионной форме. Действительно, во многих ситуациях, когда субъекты правоотношений ведут себя добросовестно, споры могут быть разрешены без вмешательства судебных и иных правоохранительных органов действиями самих участников экономического оборота по взаимному согласованию необходимых мер. В предусмотренных процессуальным законодательством случаях досудебное (претензионное) урегулирование по определённым категориям споров является обязательным, и до его соблюдения судебное разбирательство будет отложено. Целью введения этого института является уменьшение нагрузки судов, так как многие споры могут быть разрешены сторонами в указанном добровольном порядке без обращения в государственный суд.

Как бы ни назывался документ, направленный с целью добровольного разрешения спорной ситуации, будь то: «жалоба», «требование», «заявление», «письмо» - это различные формы выражения претензии.

Квалификация и толкование претензии, направленной государственным органом или должностным лицом

Для того, чтобы определить правовую природу претензии, адресантом которой является публично-правовое образование – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации в лице государственных органов и должностных лиц, муниципальные образования в лице органов местного самоуправления и муниципальных служащих – необходимо, в первую очередь, установить вид конкретных правоотношений, участником которого оно является.

Статья 124 ГК РФ закрепляет следующие положения: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. По общему правилу, к таким участникам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданско-правовых отношениях.

Предлагаем рассмотреть детально гражданско-правовой договор аренды, который является одним из многочисленных юридических фактов, которыми может быть обоснована досудебная претензия, для разъяснения вопросов, возникающих в связи с квалификацией и толкованием претензии.

Договорная конструкция, регламентированная главой 34 ГК РФ, в своём простейшем варианте содержит два обязательства. Первое из них является связкой корреспондирующих друг другу права требования арендодателя уплаты арендной платы и обязанности арендатора уплатить таковую. Второе обязательство, возникающее на основании договора аренды, содержит право требования арендатора передачи предмета аренды и обязанность арендодателя передать его. В каждом из них арендодатель и арендатор являются сторонами обязательства: кредитором и должником, соответственно. Следовательно, нарушение любого из указанных обязательств может быть восполнено предъявлением претензии стороной, являющейся в нём кредитором. С такой же логикой необходимо подходить и к обязательствам, возникающим из других гражданско-правовых договоров, даже если на одной стороне в них выступает публично-правовое образование. На первый взгляд, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может казаться не подпадающим под приведённую выше позицию. Однако, статья 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации прямо гласит о том, что условия данного договора определяются гражданским законодательством. Поэтому путём систематического толкования этого положения и статьи 124 ГК РФ можно заключить следующее: когда арендодателем земельного участка является государственный орган, к нему в полной мере применяются нормы, которые в подобной ситуации применялись бы к частным собственникам – гражданам и юридическим лицам. Претензионное требование, вытекающее из описанных выше правоотношений, оспаривается в порядке искового производства, предусмотренном ГПК РФ или АПК РФ в зависимости от субъектного и предметного критериев определения подсудности.

В решении Арбитражного суда города Москвы от 6.03.2018 по делу № А40-217578/17-156-267 одна и та же претензия, из содержания которой следует, что истец имеет неисполненные обязательства по гражданско-правовому договору, называется то требованием, то уведомлением. Истец полагал, что на дату подачи искового заявления задолженности по договору не существовало, что и явилось основанием для обращения в суд. Из этого видно, что квалификация самой претензии не имеет значения для вынесения справедливого решения суда, а необходимо доказать, что обязательства, положенные в основу такой претензии, были исполнены в части или полностью.

Другое дело, когда претензия государственного органа или должностного лица основана на фактах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. В этих случаях она будет квалифицирована совсем по-другому, что обусловливает иной порядок её оспаривания и толкования.

Претензия как официальный документ, создающий в одностороннем порядке обязанности для участников гражданского оборота, является уже актом, которым реализуются публичные полномочия компетентных органов и должностных лиц. Квалифицироваться она будет как юридическое действие, оспаривание которого регламентировано специальными группами норм соответствующих процессуальных законов.

Требования государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов, которые затрагивают права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности подлежат оспариванию в арбитражном суде в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. А если подобные требования создают обязанности для участников правоотношений в области охраны окружающей среды, безопасности дорожного движения, законодательства о труде и охране труда и др., то дела по их оспариванию будут подсудны судам общей юрисдикции, то есть уже по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ. Сказанное подтверждается обзором судебной практики Верховного Суда РФ № 3 от 19.10.2016.

Актуальные вопросы

Не до конца уяснёнными остаются вопросы относительно определения подсудности для признания претензии – гражданско-правового требования необоснованным и претензии – действия органов и лиц, обладающих публичными полномочиями, неправоверным. Впрочем, данная проблема возникает на практике не сама по себе, а зависит от «родового» факта, обусловливающего правовую природу претензии. Квалификация претензии как средства защиты прав кредитора (лица, имеющего право требования выполнения определённых действий со стороны должника) является универсальной характеристикой данного документа. На это указывает исследователь Буторина К.П. в своей статье, опубликованной в журнале «Форум молодых учёных» № 5 от 2021 года.

Неоднозначным кажется также и вопрос о том, как соотносить две и более претензий, направляемых должнику, с которым правоотношения имеют смешанный характер и реализуются путём совмещения в договорах как частноправовых норм, так и публичных. А если учитывать, что в правовой доктрине до сих не разрешено положение о дуализме права, учёные не сошлись в чётких критериях разграничения права на частное и публичное, то это только добавляет сложности для правовой оценки документов, используемых сторонами общественных отношений в качестве средств предъявления требований по поводу своих нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Заключение

Таким образом, исходя из сравнения характера юридических фактов, на основании которых может предъявляться претензия, можно сделать вывод о том, что первостепенно важно определить вид конкретных возникших правоотношений между сторонами с целью установления норм, подлежащих применению в рамках квалификации и оспаривания указанного юридического документа.

На сайте компании «РБ Интеллект» вы можете ознакомиться с целым перечнем услуг, которые помогут оспорить в судебном порядке различные незаконные и необоснованные документы, в том числе направленные государственными органами и органами местного самоуправления.



Нужна консультация?

РБ Интеллект поможет решить ваши юридические проблемы

image