+7 (965) 270-20-00 +7 (499) 745-02-20
Обратный звонок
Обратный звонок Оставьте свои контактные данные и мы перезвоним вам в ближайшее время
*
*
Закрыть окно
info@rbintellekt.ru
Юридичекская компания РБ Интеллект

Предоставление субсидий и льгот педагогическим работником Москвы и Московской области.


В данной статье будут рассмотрены те льготы для педагогов, которые установлены региональным законодательством г. Москвы и Московской области (далее – МО). Соответственно, те льготы, которые установлены федеральным законодательством, например, ТК РФ, Постановлением Правительства РФ от 26.10.2013 № 963 (льготы по плате за жилое помещение для педагогов, работающих в сельской местности) и т. д. в данной статье затрагиваться не будут.

К наиболее существенным льготам, установленным региональным законодательством, относятся:

·        стимулирующие выплаты к заработной плате (например, для молодых специалистов – доплаты в размере 40 %) (Закон г. Москвы о развитии образования в г. Москве);

·        льготы в сфере предоставления и приобретения жилых помещений, которые и будут рассмотрены ниже.

Льготы в Московской области

 

В Московской области одной из основных льгот, предоставляемых педагогическим работникам, является возможность участия в программе «Социальная ипотека» (отметим, что на федеральном уровне аналогичные программы для педагогических работников не действуют). Однако, участвовать в данной программе могут не все педагоги, а лишь воспитатели, молодые учителя (максимальный возраст – 35 лет), учителя начальных классов, а также учителя таких предметов, как:

·        Математика;

·        Русский язык и литература;

·        Английский язык;

·        Биология;

·        Физика.

Таким образом, учителя иных предметов, например, истории и обществознания, правом на участие в данной программе не обладают (за исключением случая, если они являются молодыми учителями).

Кроме того, установлены требования в отношении квалификационной степени (первая или высшая), возраста (для молодых учителей, как сказано выше – 35 лет, для иных - 45 лет), а также требования по стажу работы. Так, для воспитателей минимальный стаж составляет 5 лет (из них в МО – не менее 3 лет). К учителям предъявляются требования по общему стажу работы (5 лет), но не предъявляются требования по стажу работы в МО, а к молодым учителям, напротив, предъявляется требование о трехлетнем стаже работы в МО, но не предъявляется требование об общем пятилетнем стаже работы.

Процесс отбора участников программы и получения ими субсидий можно разделить на следующие этапы:

1)    Прием заявок на участие в программе. В 2021 году заявления принимаются в электронной форме.

2)    Направление Министерством образования Московской области (далее – Министерство образования) в Министерство жилищной политики Московской области (МЖП) сведений о заявителях (5 дней).

3)    Направление МЖП запросов в банки (об отсутствие ограничений, влияющих на выдачу кредита) и Росреестр (об отсутствии иного жилого помещения) (10 рабочих дней). Срок ответа банка – 5 рабочих дней. Срок направления сведений, полученных от банка и Росреестра, МЖП в МО – 2 рабочих дня.

4)    Получение Министерством образования от МЖП указанных сведений. В случае соответствия заявителей установленным требованиям – направление Министерством образования заявителю уведомления об возможности его участия в программе, формирование его учетного дела, в случае несоответствия – уведомление о невозможности участия в программе (10 рабочих дней).

5)    Проведение заседаний Комиссии Министерства образования по отбору участников программы (решения оформляются протоколами). Срок уведомления заявителя о принятом решении – 7 рабочих дней.

6)    Заключение соглашений об осуществлении трудовой деятельности в образовательных организациях в течении 10 лет (стороны соглашения – заявитель, Министерство образования, МЖП, образовательная организация, муниципальное образование).

7)    Утверждение списков участников программы Заместителем Председателя Правительства МО.

8)    Формирование МЖП списка претендентов на получение субсидии. Выдача включенным в него лицам Свидетельств о праве на получение субсидии.

9)    Обращение заявителя в банк и МЖП.

10)                      Заключение соглашения между МЖП и банком, договора ипотечного жилищного кредитования между банком и заявителем.

11) Направление МЖП субсидии банку.

В г. Москве действует программа «Жилище». Однако данная программа, в отличие от действующей в МО «Социальной ипотеки», предоставление льгот педагогам не предусматривает.

Помимо льгот при приобретении жилья в ипотеку, для педагогов установлены льготы в отношении получения служебного жилья.

Так, Постановление Правительства Московской области от 11.09.2013 № 739/40 предусматривает предоставления учителям, причем работающим не только в государственных, но и в муниципальных учреждениях, жилья из служебного фонда МО. Однако, фактически в связи с отсутствием в служебном фонде МО необходимого жилья его предоставление из данного фонда не осуществляется. Тем не менее, служебное жилье может быть получено педагогами из муниципального служебного фонда.

 

Льготы в г. Москве

Закон г. Москвы «О развитии образования в г. Москве», также как и ФЗ «Об образовании», предусматривает право педагогов на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма. Однако ни ЖК РФ, ни Закон «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» таких льгот для педагогов не предусматривают. В этой связи, суды признают, что, так как ЖК РФ имеет приоритет над иными нормативными актами, регулирующими жилищные отношения, то и правом на внеочередное получение жилых помещений педагоги не обладают (Апелляционное определение Московского городского суда от 10.03.2015 по делу № 33-7354/2015). С таким толкованием данных норм согласился и КС РФ (Определение КС РФ от 09.02.2017 № 215-О). Таким образом, фактически данная льгота не действует.

Исключение составляют лишь те педагоги, которые были поставлены на учет в период действия предусматривавшего такие льготы ЖК РСФСР (т. е. до 01.03.2005) (в силу прямого указания ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», лица, которые были поставлены на учет в данный период, сохраняют право состоять на учете) (Определение ВС РФ от 17.08.2018 № 4-КГ18-50).

При этом, «ФЗ «Об образовании» (равно как ранее ЖК РСФСР) предусматривает для педагогов право на получение во внеочередном порядке именно жилого помещения. Соответственно, правом на получение во внеочередном порядке субсидий на приобретение помещения, которые предоставляются жителям Москвы, нуждающимся в улучшении жилищных условий, педагоги не обладают (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.10.2019 по делу № 33-41880/2019).

Однако, законодательство г. Москвы (Постановление Правительства Москвы от 05.08.2008 № 711-ПП) предусматривает право нанимателей служебных жилых помещений, значительную часть которых (нанимателей) составляют педагоги, на приобретение таких помещений в собственность, а также на заключение в отношении них договоров социального или коммерческого найма.

Так, если помещение было предоставлено до введения в действие ЖК РФ (01.03.2005), то в отношении него может быть заключен договор социального найма (после чего, в свою очередь, данное помещение может быть приватизировано), а если после - договор купли-продажи или договор коммерческого найма.

При этом, если помещение было предоставлено после 14.11.2009, то для заключения данных договоров помещение должно находится в пользовании нанимателя не менее пяти лет. Если же помещение было предоставлено с 01.03.2015 до 14.11.2019, то требований ни в отношении срока пользования помещением, ни в отношении стажа работы не предъявляется.

Заключение

Таким образом, в г. Москве и в МО для педагогов в области приобретения и предоставления им жилых помещений установлены весьма существенные льготы. ООО «РБ Интеллект», обладающее значительным опытом в жилищной сфере, готово оказать педагогам необходимую помощь в реализации их прав.


 


Нужна консультация?

РБ Интеллект поможет решить ваши юридические проблемы

image