+7 (965) 270-20-00 +7 (499) 745-02-20
Обратный звонок
Обратный звонок Оставьте свои контактные данные и мы перезвоним вам в ближайшее время
*
*
Закрыть окно
info@rbintellekt.ru
Юридичекская компания РБ Интеллект

Правовое регулирование государственных закупок в условиях санкций

Понятие государственных закупок

Государственные закупки – это проводимые государственными, муниципальными учреждениями и компаниями торги на специализированных электронных торговых площадках (далее – ЭТП), они являются удобным способом для поиска поставщика товаров и услуг. Перед проведением торгов заказчик размещает заказ с определенными характеристиками на одной из электронных площадок, а поставщик, желающий участвовать в процедуре закупок оставляет заявку. Предпочтение отдается поставщикам, которые могут осуществить исполнение контракта по самой выгодной для заказчика цене и самыми лучшими условиями.

 

Правовое регулирование государственных закупок

Система государственных закупок развивается в Российской Федерации более 20 лет. В настоящий момент существует масштабная нормативно-правовая база по регулированию процесса закупок, ее основу составляют следующие законы.

Федеральный закон от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».    

Положения №44-ФЗ регулируют все ключевые аспекты подготовки и проведения государственных закупок, отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) особенностей исполнения контрактов;

4) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

5) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

6) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Федеральный закон от 08.11.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Положения №223-ФЗ регламентируют закупки коммерческих организаций с участием государства и государственных структур, оплачивающих заказы из собственного бюджета, заказчиками по этому закону выступают компании с государственной долей более 50 %, их дочерние субъекты, субъекты естественных монополий, бюджетные учреждения, оплачивающие заказы по грантам и из собственных средств (унитарные предприятия).

Федеральный закон от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Положения №275-ФЗ регламентируют закупки по обеспечению государственного оборонного заказа

 

Порядок проведения процедуры государственных закупок

В первую очередь заказчик должен разместить действующую редакцию Положения о закупках в ЕИС (единой информационной системе). Деятельность по проведению закупок не может проводиться без свежего и актуального Положения о закупках со всеми изменениями, во избежание штрафов вносить обновленное положение необходимо не позднее, чем в течение пятнадцать дней со дня утверждения. После чего заказчик выкладывает план закупок на срок не менее, чем 1 год. Далее заказчик выбирает одну из форм проведения закупок.

 

Электронный аукцион

Большая доля всех закупок осуществляются путем проведения аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. Потенциальный поставщик составляет заявку. Поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают НМЦ (начальная максимальная цена) на шаг от 0,5 до 5% от начальной максимальной цены. Направить ценовое предложение нужно в течение 4-х минут, оператор ЭТП вправе продлить время еще на 4 минуты. Общее время подачи ценовых предложений не может превышать 5 часов.

Далее в течение 1 часа оператор торговой площадки формирует протокол ценовых предложений и публикует его в ЕИС. В течение следующих 2-х рабочих дней заказчик размещает на ЭТП протокол подведения итогов. С победителем тендера подписывают контракт.

Открытый конкурс в электронной форме

Участники подают заявки, состоящие из трех частей, в электронном виде. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Запрос котировок в электронной форме         

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 3 млн руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 600 тыс. рублей (с апреля 2021 года лимит подняли до 3 млн руб., если торги проходят на ЭТП). Крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка».

 

Антисанкционные законодательные меры в сфере государственных закупок

В связи с действиями недружественных стран (перечень утвержден Распоряжением Правительства от 05.03.2022 г. №430-Р) законодатель в 2022 году внес обширные изменения в сферу государственных закупок, которые призваны защитить поставщика и заказчика.

8 марта 2022 года вступили в силу нормы, вносящие значительные изменения в №44-ФЗ. Теперь заказчики и поставщики смогут менять существенные условия по контрактам, заключенным до 1 января 2023 — статья 112 №44-ФЗ дополнена частью 65.1 При этом должны соблюдаться следующие условия:

Возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, из-за которых невозможно исполнить контракт.

Выполняются условия частей 1.3-1.6 ст. 95 №44-ФЗ и есть решение властей — Правительства РФ, губернатора или главы муниципалитета.

Право менять существенные условия контрактов позволяет и заказчикам, и поставщикам реагировать на риски и изменения рынков без штрафов, угрозы попадания в РНП (реестр недобросовестных поставщиков) или судебных разбирательств. Эта мера призвана предотвратить отток компаний из сферы госзаказа и снизить нагрузку на бюджет, которая может возникнуть из-за срыва сделок или снижения конкуренции в торгах.

10 марта 2022 Правительство внесло изменения в Постановление Правительства РФ №783 от 04 июля 2018 и сделало бессрочным порядок списания штрафов и пеней с поставщиков, которые нарушили обязательства по контракту из-за внешних санкций. Постановление распространяется на все контракты, независимо от года, когда произошли нарушения

16 мая 2022 были дополнены правила национально режима в ходе закупок товары, работы и услуги, происходящие из Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, приравнены к происходящим из государств – членов ЕАЭС (Постановление Правительства РФ от 16.05.2022 г. № 883).

Постановлением Правительства от 06.03.2022 заказчикам по №223-ФЗ, попавшим под санкции, стало разрешено не размещать в ЕИС сведения о победителях закупки, что если недружественные страны ввели санкции или ограничения против заказчика по 223-ФЗ, то он вправе при проведении закупки не размещать в ЕИС сведения о победителе. Это касается и кредитных организаций, если санкции и ограничительные меры применены к лицам, которые контролируют эту кредитную организацию.

Обширные изменения коснулись и закупок в сфере медицины. 6 марта 2022 постановлением Правительства №297 были упрощены закупки медицинских изделий через запрос котировок, данное постановление действует до 1 августа 2022. При закупках медицинского оборудования, расходных материалов к нему и технических средств реабилитации инвалидов (кроме изделий одноразового применения, адсорбирующего белья, подгузников, противопролежневых матрасов и подушек) заказчики могут проводить электронный запрос котировок, если начальная цена контракта (НМЦ) не больше 50 млн рублей. Годовой объем закупок таких медицинских изделий не должен превышать 750 млн рублей.

Была расширена возможность закупок у единственного поставщика. По решению учредителя медицинские организации могут в электронной форме закупать лекарства, расходные материалы и медицинские изделия у единственного отечественного производителя или из стран, которые не вводили санкции против России. Годовой объем таких закупок не должен превышать 50 млн рублей для лекарств и расходников и 250 млн рублей для медизделий (пп «а» п. 3 ст. 8 №46-ФЗ).

Также Фонд социального страхования сможет проводить электронные закупки технических средств реабилитации и услуг у единственного поставщика (пп «а» п. 3 ст. 8 46-ФЗ).

Максимальную сумму закупки лекарств у единственного поставщика для одного пациента, когда есть решение врачебной комиссии, увеличили до 1,5 млн рублей (пп «б» п. 3 ст. 8 №46-ФЗ).

Производители лекарств и медизделий, не имеющих аналогов, и единственные поставщики из России и стран, которые не вводили экономические санкции, будут внесены в соответствующий реестр единственных поставщиков. Порядок ведения этого реестра устанавливает Правительство (пп «в» п. 3 ст. 8 №46-ФЗ).

Срок действия новых мер, указанных в пп «а» и «в» п.3 ст. 8 №46-ФЗ, два года со дня официального опубликования закона, то есть до 8 марта 2024.

 

Выводы

Система государственных закупок в России обширна, и она столкнулась с масштабными изменениями, обусловленными внешнеполитическим, санкционным давлением пришедшемся на 2022 год. Исходя из обзора внесенных изменений в систему закупок – законодатель внес серьезные изменения направленные на поддержку системы государственных закупок и российской экономики, облегчив санкционное бремя и улучшив инвестиционный климат в стране. Так как изменения в систему государственных закупок вводились поэтапно, вероятно законодатель не ограничится уже принятыми мерами.


Нужна консультация?

РБ Интеллект поможет решить ваши юридические проблемы

image