+7 (965) 270-20-00 +7 (499) 745-02-20
Обратный звонок
Обратный звонок Оставьте свои контактные данные и мы перезвоним вам в ближайшее время
*
*
Закрыть окно
info@rbintellekt.ru
Юридичекская компания РБ Интеллект

Правовая охрана общеизвестных знаков

 

Понятие и особенности правовой охраны общеизвестных знаков

Товарный знак является средством индивидуализации, «рыночным сигналом», привлекающим внимание потребителей к товару, его производителю или продавцу. Регистрация товарного знака позволяет сформировать узнаваемый бренд, ориентир для контрагентов и использовать его в целях успешного продвижения на рынке аналогичных товаров.

            Юридическая категория «общеизвестный товарный знак» впервые появилась в Парижской конвенции 1883 года по охране промышленной собственности, в которой излагаются принципы предоставления особой защиты хорошо известных товарных знаков. В частности, в ст. 6 bis Парижской конвенции закреплена обязанность государств-членов отклонять или признавать недействительной регистрацию, запрещать использование товарного знака, сходного с общеизвестным знаком, если подобные действия способны вызвать смешение, а соответствующие обозначения используются для идентичных или подобных продуктов. Однако данная статья не устанавливает конкретные меры по защите общеизвестных товарных знаков или процедуры признания, предоставляя возможность регулировать данные вопросы каждому участвующему в Конвенции государству.

            В настоящее время общеизвестным товарным знакам посвящен отдельный раздел в § 2 гл. 76 ГК РФ (ст. 1508, ст. 1509), в основу которого легли положения Парижской конвенции. Под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право (ст. 1477 ГК РФ). Общеизвестный товарный знак среди прочих товарных знаков выделяется своей степенью известности среди потребителей. По выражению Е.А. Суханова, потребители могут узнавать маркированные обычными товарными знаками товары (услуги) и связывать с ними определенные представления о качестве товаров (услуг), однако не рассматривают данные товарные знаки как самостоятельную ценность и не связывают с ними представления о высокой деловой репутации в отличие от общеизвестных. Соответственно, свойство общеизвестности придает товарному знаку характер ценного бизнес-актива вне привязки к конкретным товарам (услугам).

            Действительно, законодатель в ст. 1508 ГК РФ акцентирует, что общеизвестный товарный знак или обозначение признается таковым, если в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя. Такие товарные знаки обладают ценностью сами по себе и, даже будучи нанесенными на непривычные товары, вызывают у потребителей ассоциации с товарным знаком правообладателя.

Общеизвестным товарным знакам предоставляется расширенная правовая охрана: исключительное право на них действует бессрочно в отличие от обычных товарных знаков, у которых срок правовой охраны действует в течение 10 лет с возможностью неоднократного продления срока действия. Правовая охрана общеизвестному товарному знаку в России, предоставляется на основании решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) о признании товарного знака общеизвестным. Роспатент ведет отдельный Реестр общеизвестных товарных знаков, в который в настоящее время включено более 200 товарных знаков (например, «ПИК», «Известия», «КАЛАШНИКОВ», «Черноголовка», «Heinz», «ИНТЕРФАКС», «Nestle», «Adidas» и др.)

Предоставление охраны означает признание исключительного права на данный знак, то есть возможность использовать средство индивидуализации по усмотрению правообладателя любым не противоречащим закону способом (например, размещать товарный знак на товарах, в рекламе, на стендах, вывесках и пр.) и распоряжаться своим исключительным правом, а также разрешать или запрещать другим лицам использовать соответствующий объект охраны. При этом правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется не только на товары, в отношении которых он был признан общеизвестным, но и на другие товары, если использование этого знака другим лицом в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителя с правообладателем общеизвестного товарного знака, и может ущемить его интересы (п. 3 ст.1508 ГК РФ). Так, ООО "Кондитерский концерн Бабаевский" обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к ООО "Омская шоколадная фабрика" о взыскании 800 000 рублей компенсации за незаконное использование общеизвестного товарного знака "Вдохновение". Несмотря на довод ответчика о том, что он производил печенье, маркированное обозначением "Вдохновение", в то время как общеизвестный товарный знак "Вдохновение", принадлежащий обществу "Кондитерский концерн Бабаевский", используется для маркировки конфет, шоколада, суд установил нарушение ответчиком исключительных прав истцов – ООО «Омская шоколадная фабрика» реализовывала кондитерскую продукцию с использованием обозначения, сходного до степени смешения с указанным товарным знаком, а именно печенье "Вдохновение" (постановление Суда по интеллектуальным правам от 23.11.2021 № С01-1728/2021 по делу № А46-15214/2020).

 

Условия признания товарного знака общеизвестным

            В отличие от порядка и условий возникновения правовой охраны объектов авторского права, не зависящих от соблюдения каких-то формальностей, для возникновения правовой охраны товарных знаков необходимо прохождение специальных регистрационных процедур. Однако в отличие от ординарной процедуры регистрации товарного знака, целью которой является возникновение исключительного права использовать данный знак для обозначения товаров (услуг) определенного вида, общеизвестность товарного знака является фактом объективной действительности и процедура признания такого товарного знака общеизвестным имеет целью подтверждение или опровержение данного факта, а не его возникновение (определение КС РФ от 19.09.2019 № 2145-О).

            Порядок признания общеизвестного знака установлен в административном регламенте предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 27.08.2015 № 602 (далее – Регламент). В частности там указано, что заявитель помимо заявления о признании товарного знака общеизвестным должен представить документы, подтверждающие общеизвестность товарного знака или обозначения, в том числе содержащие сведения: об интенсивном использовании товарного знака или обозначения, в частности, на территории Российской Федерации, при этом по инициативе заявителя указываются дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака или обозначения, объем реализации этих товаров, среднегодовое количество потребителей товара, положение изготовителя на рынке в соответствующем секторе экономики; о странах, в которых товарный знак или обозначение приобрели широкую известность; о произведенных затратах на рекламу товарного знака или обозначения (например, годовые финансовые отчеты); о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака или обозначения, проведенного специализированной независимой организацией, которые могут быть оформлены с учетом рекомендаций, размещенных на интернет-сайте Роспатента (пп. 3 п. 17 Регламента). Важно учитывать, что пп. 3 п. 17 Регламента включает в себя примерный, неисчерпывающий перечень доказательств общеизвестности товарного знака, что прямо следует из самой формулировки указанной нормы права (постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 17.01.2020 № С01-1376/2019 по делу № СИП-196/2019).

            В число нормативных правовых актов, посвященных регулированию в отношении товарных знаков, в том числе общеизвестных, также входят: приказ Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 482 "Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак"; приказ Минэкономразвития России от 27.08.2015 № 601 "Об утверждении Перечня сведений, указываемых в свидетельстве на общеизвестный товарный знак, формы свидетельства на общеизвестный товарный знак".

            Помимо критериев, установленных нормативными актами, судами, при принятии решения о признании товарного знака, может учитываться известность среди адресного круга потребителей конкретного вида товаров, а не всего общества. Например, если это товарный знак для индивидуализации транспортных средств по классу "транспортные средства, а именно дорожная и коммунальная техника", то оценивается его известность среди специалистов, которые отвечают за выбор и закупку коммунальной и дорожной техники (транспортных средств) в крупных организациях соответствующего сектора экономики (постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 24.05.2021 № С01-644/2021). Этим объясняется наличие в реестре довольно «нишевых» общеизвестных товарных знаков («Холлофайбер» в отношении нетканых материалов, «Сибур» в отношении сжиженного углеводородного газа и др.). Кроме этого, суды принимают во внимание длительную, широко известную историю использования обозначения. Так, суд признал недействительным решение Роспатента от 14.08.2017 об отказе в признании обозначения "UAZ" общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, обосновав, что общеизвестность товарного знака может следовать не только из интенсивного использования товарного знака в какой-либо определенный период времени, но и из иных обстоятельств, например, длительной, широко известной истории обозначения (постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 04.06.2018 № С01-276/2018).

Обжалование отказа Роспатента в признании товарного знака общеизвестным: судебная практика

            Как мы говорили ранее, правовая охрана предоставляется общеизвестному товарному знаку на основании решения Роспатента. Если при рассмотрении заявления правообладателя будет установлено отсутствие доказательств, подтверждающих общеизвестность товарного знака, то Роспатент выносит решение об отказе в удовлетворении заявления и признании товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным товарным знаком. Однако полученный отказ в предоставлении статуса общеизвестного товарного знака не следует воспринимать как окончательный и безоговорочный. В случае отказа в регистрации заявитель может обжаловать решение административного органа в судебном порядке.

            Так, Президиум Суда по интеллектуальным правам признал недействительным решение Роспатента, который отказался признавать товарный знак Raffaello общеизвестным. Суд отклонил доводы Роспатента о том, что общеизвестный товарный знак не может ассоциироваться сразу с двумя компаниями (бельгийской Soremartec S.A. и Ferrero, которые входят в одну группу компаний). «При наличии доказательств восприятия потребителем компании Soremartec S.A. как одного из связанных между собой лиц, вместе составляющих источник происхождения товара, положения ст. 1508 ГК не мешают признать обозначение общеизвестным товарным знаком по заявлению компании» (постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 17.01.2020 № С01-1376/2019 по делу № СИП-196/2019).  Также суд указал, что компания SOREMARTEC S.A. представила достаточное количество доказательств использования обозначения "Raffaello" в течение длительного периода времени именно в том виде, в котором оно заявлено, в частности, были представлены сведения об объемах продаж в России кондитерских изделий, маркированных обозначением "Raffaello", макеты и фотографии упаковок конфет "Raffaello" за 2014-2017 годы, рекламные ролики, публикации в печатных изданиях.

В другом деле о признании недействительным отказного решения Роспатента, суд не согласился с доводами ведомства о том, что обозначение ROCKWOOL на заявленную дату не ассоциируется потребителями с компанией-заявителем. Суд, не согласившись с доводами ведомства о том, что указанное обозначение на заявленную дату не ассоциируется потребителями с компанией-заявителем, установил, что анализ представленных заявителем справок, отчетов и документов, подтверждающих факты поставки продукции заявителя на рынок, показал, что оспариваемые товары 17-го класса МКТУ ("материалы изоляционные, а именно, материалы звукоизоляционные, материалы изоляционные огнеупорные, материалы теплоизоляционные, вата минеральная (изолятор)") длительное время присутствуют на рынке. Рекламные материалы подтверждают, что указанные в заявлении товары 17-го класса МКТУ, маркируемые оспариваемым обозначением, в период с 1999 по 2020 годы активно рекламировались с помощью различных СМИ, участвовали в выставочных мероприятиях, а аффилированными с заявителем компаниями заключались договоры и соглашения, подтверждающие участие заявителя в благотворительной деятельности в период с 2002 по 2015. В конечном итоге, суд приходит к выводу, что выявленный Роспатентом низкий уровень знаний потребителей непосредственно о компании-заявителе как о "коммерческом источнике происхождения рассматриваемых товаров" сам по себе не мог являться основанием для вывода о недоказанности заявителем широкой известности в Российской Федерации заявленного обозначения среди соответствующих потребителей в отношении товаров, источник происхождения которых связан с заявителем (постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 14.06.2022 № С01-789/2022).

 

Выводы

            Товарный знак может быть признан общеизвестным, если он широко известен потребителям благодаря его интенсивному использованию. Общеизвестному знаку ввиду его природы предоставляется расширенная правовая охрана - она действует бессрочно. Кроме того, правообладатель такого знака может требовать защиты своего исключительного права в отношении не только однородных, но и в ряде случаев неоднородных товаров. Отличительная особенность общеизвестного товарного знака заключается в том, что он обладает особой ценностью и является значимым коммерческим активом, символизирующим деловую репутацию правообладателя.


Нужна консультация?

РБ Интеллект поможет решить ваши юридические проблемы

image