Введение.
16 декабря 2021 года Государственной Думой РФ был принят в первом чтении законопроект № 17357-8, согласно которому граждане смогут посещать места проведения массовых мероприятий, культурные учреждения, объекты общественного питания и розничной торговли только при предъявлении документации, подтверждающей проведение профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции или наличие медицинских противопоказаний к проведению такой прививки либо подтверждающей, что гражданин перенес заболевание, вызванное этой инфекцией, а также документа, удостоверяющего личность.
В связи с этим, считаем важным рассмотреть действующие ограничительные меры, связанные с распространением COVID-19 в городе Москва.
Ограничительные меры в связи с COVID-19 в г. Москве
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 11.05.2020 № 316 обеспечение и организация комплекса мероприятий в связи с COVID-19 входит в полномочия высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, в том числе приостановлением и ограничение деятельности отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом необходимо учитывать методические рекомендации Роспотребнадзора («МР 3.1.0178-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Методические рекомендации. Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19» (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 08.05.2020) и главных государственных врачей субъектов РФ.
Кроме того, главным государственным санитарным врачом РФ утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории РФ. За неисполнение санитарных правил юридическими лицами и ИП предусмотрена административная ответственность.
В настоящее время в г. Москве действуют следующие ограничительные меры.
1) Согласно п. 38.1 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 № 68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности» (далее – Указ № 68) с 25.10.2021 по 22.02.2022 работодатели, осуществляющие деятельность в Москве, обязаны перевести на дистанционный режим работы:
1) не менее 30% работников, исполнителей по договорам ГПХ;
2) работников, исполнителей по договорам ГПХ старше 60 лет, а также тех, у кого есть заболевания из перечня, определенного Департаментом здравоохранения г. Москвы.
Указанная обязанность не распространяется на организации, деятельность которых не может быть ограничена в соответствии с Указом Президента РФ от 11.05.2020 № 316, и граждан, которые перенесли коронавирус или получили вакцину.
Кроме того, в период с 25.10.2021 по 25.02.2022 работодатели обязаны принимать решения об установлении численности работников, исполнителей по договорам ГПХ, которые:
- переводятся на дистанционную работу;
- не подлежат переводу на такой режим работы, поскольку их участие необходимо для функционирования работодателя.
2) В силу п. п. 42-42.3 Указа № 68 с 08.11.2021 до улучшения эпидемиологической ситуации:
1) организации (ИП), которые проводят концерты, спортивные мероприятия с одновременным присутствием более 500 человек должны соблюдать определенные требования (наличие QR-кодов) и проверять наличие у посетителей масок, респираторов.
2) Посещение театров и музеев допускается при условии соблюдения требований по использованию QR-кодов, а также при условии одновременного присутствия не более 70 процентов посетителей от общей вместимости и наличия у посетителей средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы).
3) Организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории города Москвы деятельность, связанную с оказанием услуг гражданам с их очным присутствием, рекомендуется самостоятельно принять решение об осуществлении деятельности с соблюдением требований по использованию QR-кодов, а также требований о наличии у посетителей средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы).
Кроме того, продолжают действовать ряд ограничений в отношении (п. 2.6 Указа № 68):
1) использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров (работ, услуг) гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу;
2) соблюдения социального дистанцирования;
3) соблюдения работодателями требований по обеспечению измерения температуры тела работников при допуске на рабочие места и (или) территорию работодателя, а также иных требований, установленных Приложением № 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ.
Также с 8 ноября 2021 г. до улучшения эпидемиологической ситуации для граждан в возрасте старше 60 лет, а также граждан, имеющих заболевания, перечень которых определен Департаментом здравоохранения г. Москвы, приостановлена (за некоторым исключением) возможность пользоваться льготным и бесплатным проездом. Указанный проезд может возобновиться, если, например, в ЕМИАС или в ЕГИСЗ содержатся сведения о вакцинации против коронавируса первым компонентом или однокомпонентной вакциной, зарегистрированной в РФ (п. п. 41.1 – 41.2 Указа № 68).
Руководители организаций, ИП, осуществляющие деятельность на территории г. Москвы, в определенных сферах (например, торговля, общепит, такси) обязаны (постановление Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 19.10.2021 № 3):
- в срок до 01.12.2021 организовать проведение вакцинации от COVID-19 первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 01.01.2022 - вторым компонентом вакцины, прошедшей государственную регистрацию в РФ, не менее чем 80% от общей численности своих работников и исполнителей по договорам ГПХ;
- усилить информационно-разъяснительную работу среди работников по вопросам профилактики COVID-19. Особое внимание нужно уделить вопросу необходимости прививок.
Требование об обязательной вакцинации не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к прививке против коронавируса.
Работодатели г. Москвы, в частности, обязаны обеспечить использование работниками средств индивидуальной защиты органов дыхания на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц (Приложение № 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
Ответственность за нарушение ограничительных мер на территории г. Москвы
Административный штраф на должностных лиц в размере от 30 до 40 тысяч руб., на юридических лиц - от 200 до 300 тысяч руб. предусмотрен, если временно не приостановлены:
- проведение мероприятий с очным присутствием граждан;
- работа объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания;
- оказание услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий).
Такой штраф возможен, если указанные действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
За повторное правонарушение штраф на должностных лиц - от 40 до 50 тысяч руб., на юридических лиц - от 300 до 500 тысяч руб.
Для граждан предусмотрен административный штраф в размере 4 тысячи руб. за невыполнение ими требований НПА Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города, в том числе необеспечение режима самоизоляции. Такой штраф возможен, если указанные действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
За повторное правонарушение, либо совершение правонарушения с использованием транспортного средства - штраф 5 тысяч руб.
Для пресечения совершения указанных правонарушений гражданами с использованием транспортного средства применяется задержание транспортного средства. В этом случае составляется протокол о задержании транспортного средства, и транспортное средство перемещается на специализированную стоянку.
Работодатели, осуществляющие деятельность в Москве, подлежат привлечению к административной ответственности, если они не переведут работников, исполнителей по ГПХ на режим работы в определенном порядке.
Полный список ответственности за нарушение нормативных актов и предписаний в связи с коронавирусом (COVID-19) смотрите в таблице (Приложение №1).
За невыполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения ст. 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 № 975-р утвержден перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы о данных нарушениях. В перечень включены, в том числе:
- должностные лица ОВД (полиции), уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях;
- должностные лица Росгвардии, ее территориальных органов, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора);
- должностные лица органов ведомственной охраны, подведомственной Росжелдору;
- руководители подразделений противопожарных служб субъектов РФ, их заместители;
- должностные лица органов исполнительной власти Москвы, перечень которых утверждается Мэром Москвы.
Судебная практика.
В настоящее время рассмотрено и рассматривается большое количество дел с требованием об отмене актов о привлечении административной ответственности или о привлечении к ответственности, за нарушение ограничительных мер в связи с COVID-19. Многие из них становились предметом рассмотрения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ.
По большинству дел заявителям отказано в удовлетворении их требований.
Так, например, Неверова Н.С. была привлечена к административной ответственности за нарушение режима самоизоляции после прибытия из иностранного государства.
Неверова Н.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, в удовлетворении её требований ей отказано (постановление Верховного Суда РФ от 30.08.2021 № 1-АД21-2-К3).
Другие акты:
1) Постановление Верховного Суда РФ от 01.11.2021 № 41-АД21-16-К4;
2) постановление Верховного Суда РФ от 01.11.2021 № 56-АД21-11-К9;
3) постановление Верховного Суда РФ от 01.11.2021 № 5-АД21-88-К2.
Однако есть судебные решения, которыми удовлетворены требования об отмене актов о привлечении к административной ответственности.
Например, ООО «Квестор» было привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ за необеспечение требования об использовании средств индивидуальной защиты рук, а именно перчаток.
В связи с изменениями в законодательстве, требования к использованию перчаток были отменены и в связи с этим ООО «Квестор» было освобождено от исполнения административного акта (постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 01.10.2021 по делу № 16-5073/2021).
Следует отметить, что подавляющее большинство дел, в которых лицо было освобождено от административной ответственности связаны с отменой нормативно-правовых актов, которыми были установлены те или иные ограничения.
Другие акты:
1) Постановление Верховного Суда РФ от 26.07.2021 № 18-АД21-22-К4;
2) постановление Верховного Суда РФ от 09.07.2021 № 5-АД21-50-К2.
Интересным примером судебной практики является постановление Верховного Суда РФ от 01.11.2021 № 5-АД21-88-К2, которым Верховный Суд РФ признал фотоматериал, на котором зафиксирован продавец магазина в торговом зале без средств индивидуальной защиты органов дыхания достоверным и допустимым доказательством.
Также следует обратить внимание на постановление Верховного Суда РФ от 25.09.2021 № 74-АД21-4-К9, которым Верховный Суд РФ отказался признавать отсутствие маски малозначительным правонарушением.
Вывод.
В связи с тем, что коронавирусная инфекция не отступает и в скором времени прогнозируется распространение штамма «Омикрон» на территории Российской Федерации, полагаем, что ограничительные меры вновь будут усилены.
Существующие ограничения в основном направлены на лиц, которые не переболели COVID-19 или не вакцинировались от новой коронавирусной инфекции. Для того чтобы избежать проблем со здоровьем и неприятных правовых последствий в виде административного штрафа, следует ответственно относится к принятым ограничительным мерам.
Приложение № 1. Таблица.[1]
1. Ответственность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность
1.1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
||
Условия |
Ответственность |
Основание |
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если это: - повлекло по неосторожности массовое заболевание или отравление людей; - создало угрозу наступления таких последствий |
- штраф от 500 тысяч до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев; - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет; - ограничение свободы на срок до 2 лет; - принудительные работы на срок до 2 лет; - лишение свободы на срок до 2 лет |
ч. 1 ст. 236 УК РФ
|
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если это повлекло по неосторожности смерть человека |
- штраф в размере от 1 миллиона до 2 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет; - ограничение свободы на срок от 2 до 4 лет; - принудительные работы на срок от 3 до 5 лет; - лишение свободы на срок от 3 до 5 лет |
ч. 2 ст. 236 УК РФ
|
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если это повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц |
- принудительные работы на срок от 4 до 5 лет; - лишение свободы на срок от 5 до 7 лет |
ч. 3 ст. 236 УК РФ |
Нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, если нарушение совершено: - в период режима ЧС; - при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих; - в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) |
административный штраф: - для должностных лиц - от 50 тысяч до 150 тысяч рублей; - для ИП - от 50 тысяч до 150 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; - для юрлиц - от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ
|
Невыполнение в установленный срок выданного в указанные выше периоды законного предписания, постановления или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий |
административный штраф: - для должностных лиц - от 50 тысяч до 150 тысяч рублей; - для ИП - от 50 тысяч до 150 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; - для юрлиц - от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
|
Если действия (бездействие), предусмотренные ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, повлекли причинение вреда здоровью или смерть человека, при этом не содержали уголовно наказуемого деяния |
административный штраф: - для должностных лиц - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; - для ИП - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; - для юрлиц - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ
|
Если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности |
временный запрет деятельности |
ст. 27.16 КоАП РФ |
1.2. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности |
||
Условия |
Ответственность |
Основание |
Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС (кроме случаев, установленных ст. 6.3 КоАП РФ) |
предупреждение: - для должностных лиц; - для ИП; - для юрлиц |
ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ |
административный штраф: - для должностных лиц - от 10 тысяч до 50 тысяч рублей; - для ИП - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; - для юрлиц - от 100 тысяч до 300 тысяч рублей |
||
Совершение действий (бездействия), предусмотренных ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и повлекших причинение вреда здоровью человека или имуществу (кроме случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ), если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния |
административный штраф: - для должностных лиц - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; - для ИП - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; - для юрлиц - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ Также см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020 |
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ |
административный штраф: - для должностных лиц - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; - для ИП - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; - для юрлиц - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
|
Если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности |
временный запрет деятельности |
ст. 27.16 КоАП РФ |
1.3. Невыплата или неполная выплата зарплаты за период, объявленный нерабочими днями |
||
Условия |
Ответственность |
Основание |
Частичная невыплата зарплаты свыше 3 месяцев, совершенная из личной заинтересованности руководителем организации (обособленного подразделения), работодателем - физическим лицом |
- штраф в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года; - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года; - принудительные работы на срок до 2 лет; - лишение свободы на срок до 1 года |
ч. 1 ст. 145.1 УК РФ |
Полная невыплата зарплаты свыше 2 месяцев или выплата зарплаты свыше 2 месяцев в размере ниже установленного федеральным законом МРОТ, совершенные из личной заинтересованности руководителем организации (обособленного подразделения), работодателем - физическим лицом |
- штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет; - принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового; - лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового |
ч. 2 ст. 145.1 УК РФ |
Совершение деяний, предусмотренных ч. 1, ч. 2 ст. 145.1 УК РФ, если они повлекли тяжкие последствия |
- штраф в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет; - лишение свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового |
ч. 3 ст. 145.1 УК РФ |
Если действия по невыплате или неполной выплате зарплаты в установленный срок не содержат уголовно наказуемого деяния |
предупреждение: - для должностных лиц; - для ИП; - для юрлиц |
ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ |
административный штраф: - для должностных лиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; - для ИП - от 1 тысячи до 5 тысяч рублей; - для юрлиц - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей |
||
Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение |
административный штраф: - для должностных лиц - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей; - для ИП - от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; - для юрлиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей |
ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ |
дисквалификация для должностных лиц на срок от 1 до 3 лет |
||
Также нормативные акты предусматривают: - дисциплинарную ответственность руководителя и/или иного виновного должностного лица (ст. 192, ст. 195 Трудового кодекса РФ); - выплату компенсации (ст. 236 Трудового кодекса РФ); - индексацию недоплаченных сумм (ст. 134 Трудового кодекса РФ, ст. 208 ГПК РФ, абз. 3 п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2); - компенсацию морального вреда (ст. 237 Трудового кодекса РФ); |
||
1.4. Публичное распространение заведомо ложной информации об эпидемии коронавирусной инфекции |
||
Условия |
Ответственность |
Основание |
Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации: - об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан; - о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты |
- штраф в размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев; - обязательные работы на срок до 360 часов; - исправительные работы на срок до 1 года; - ограничение свободы на срок до 3 лет |
ст. 207.1 УК РФ Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ |
Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека |
- штраф в размере от 700 тысяч до 1 миллиона 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев; - исправительные работы на срок до 1 года; - принудительные работы на срок до 3 лет; - лишение свободы на срок до 3 лет |
ч. 1 ст. 207.2 УК РФ Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ |
Совершение деяния, указанного в ч. 1 ст. 207.2 УК РФ, если это повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия |
- штраф в размере от 1 миллиона 500 тысяч до 2 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет; - исправительные работы на срок до 2 лет; - принудительные работы на срок до 5 лет; - лишение свободы на срок до 5 лет |
ч. 2 ст. 207.2 УК РФ Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ |
Распространение в СМИ, а также в Интернете под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации: - об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан; - о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты |
административный штраф для юрлиц в размере от 1 миллиона 500 тысяч до 3 миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой |
ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ; Примечание к ст. 13.15 КоАП РФ Также см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 |
Распространение в СМИ, а также в Интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, если это повлекло: - смерть человека; - причинение вреда здоровью человека или имуществу; - массовое нарушение общественного порядка (общественной безопасности); - прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи |
административный штраф для юрлиц в размере от 3 миллионов до 5 миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой |
ч. 10.2 ст. 13.15 КоАП РФ Также см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 |
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 10.1, ч. 10.2 ст. 13.15 КоАП РФ |
административный штраф: - для должностных лиц - от 600 тысяч до 900 тысяч рублей; - для юрлиц - от 5 миллионов до 10 миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой |
ч. 11 ст. 13.15 КоАП РФ |
1.5. Реализация либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением размеров надбавок |
||
Условия |
Ответственность |
Основание |
При нарушении предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями |
административный штраф: - для должностных лиц - от 250 до 500 тысяч рублей; - для ИП - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более 1 года; - для юрлиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более 1 года |
ч. 4 ст. 14.4.2 КоАП РФ |
1.6. Отказ перевозчика вернуть провозную плату пассажиру в связи с вынужденным отказом от перевозки из-за прекращения с 27 марта авиасообщения из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении |
||
Нормативные акты предусматривают: - возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ); - взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ) |
2. Ответственность физических лиц
2.1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
||
Условия |
Ответственность |
Основание |
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если это по неосторожности: - повлекло массовое заболевание или отравление людей; - создало угрозу наступления таких последствий |
- штраф от 500 до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от 1 года до 18 месяцев; - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет; - ограничение свободы на срок до 2 лет; - принудительные работы на срок до 2 лет; - лишение свободы на срок до 2 лет |
ч. 1 ст. 236 УК РФ Также см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020 |
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если это повлекло по неосторожности смерть человека |
- штраф в размере от 1 до 2 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от 1 года до 3 лет; - ограничение свободы на срок от 2 до 4 лет; - принудительные работы на срок от 3 до 5 лет; - лишение свободы на срок от 3 до 5 лет |
ч. 2 ст. 236 УК РФ Также см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020 |
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если это повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц |
- принудительные работы на срок от 4 до 5 лет; - лишение свободы на срок от 5 до 7 лет |
ч. 3 ст. 236 УК РФ |
Нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, если нарушение совершено: - в период режима ЧС; - при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих; - в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) |
административный штраф в размере от 15 до 40 тысяч рублей |
ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ |
Невыполнение в установленный срок выданного в указанные выше периоды законного предписания, постановления или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий |
административный штраф в размере от 15 до 40 тысяч рублей |
|
Если действия (бездействие), предусмотренные ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, повлекли причинение вреда здоровью или смерть человека, при этом не содержали уголовно наказуемого деяния |
административный штраф в размере от 150 до 300 тысяч рублей |
ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ Также см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020 |
Также нормативные акты предусматривают: - медицинское вмешательство без согласия гражданина или законного представителя (п. 2 ч. 9 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"); - вынесение постановления о госпитализации, изоляции, о проведении медосмотра, о временном отстранении от работы, о проведении прививок (п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Письмо Роспотребнадзора от 17.02.2020 N 02/2318-2020-24) |
||
2.2. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности |
||
Условия |
Ответственность |
Основание |
Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС (кроме случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ) |
предупреждение |
ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ |
административный штраф в размере от 1 до 30 тысяч рублей |
||
Если действия, предусмотренные ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, повлекли причинение вреда здоровью человека или имуществу (кроме случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ), при этом эти действия (бездействие) не содержали уголовно наказуемого деяния |
административный штраф в размере от 15 до 50 тысяч рублей |
ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ Также см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020 |
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ |
административный штраф в размере от 15 до 50 тысяч рублей |
|
2.3. Публичное распространение заведомо ложной информации об эпидемии коронавирусной инфекции |
||
Условия |
Ответственность |
Основание |
Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации: - об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан; - о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты |
- штраф в размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от 1 года до 18 месяцев; - обязательные работы на срок до 360 часов; - исправительные работы на срок до 1 года; - ограничение свободы на срок до 3 лет |
ст. 207.1 УК РФ Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ |
Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека |
- штраф в размере от 700 тысяч до 1 миллиона 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18 месяцев; - исправительные работы на срок до 1 года; - принудительные работы на срок до 3 лет; - лишение свободы на срок до 3 лет |
ч. 1 ст. 207.2 УК РФ Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ |
Совершение деяния, указанного в ч. 1 ст. 207.2 УК РФ, если это повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия |
- штраф в размере от 1 миллиона 500 тысяч до 2 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от 18 месяцев до 3 лет; - исправительные работы на срок до 2 лет; - принудительные работы на срок до 5 лет; - лишение свободы на срок до 5 лет |
ч. 2 ст. 207.2 УК РФ Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ |