+7 (965) 270-20-00 +7 (499) 745-02-20
Обратный звонок
Обратный звонок Оставьте свои контактные данные и мы перезвоним вам в ближайшее время
*
*
Закрыть окно
info@rbintellekt.ru
Юридичекская компания РБ Интеллект

Институт экстрадиции: теория и практика

Понятие института экстрадиции

 

Экстрадиция является одним из важнейших институтов международного сотрудничества государств в области правовой помощи, берущий своё начало издревле. Под экстрадицией следует понимать выдачу преступника одним государством другому для привлечения его к уголовной ответственности или исполнения приговора. Значимость данного института обусловливается желанием государств привлекать своих граждан к ответственности в соответствии со своим национальным законодательством. Представляется, что такое предпочтение вытекает из теории суверенитета государства. Зачатки экстрадиции были еще в Древнее время и Средневековье, когда в частности старались выдать перебежчиков. В научной литературе по теме экстрадиции часто можно встретить отсылку к  договору, заключенному царем хеттов Хатушилем III и египетским фараоном Рамсесом II в 1296 году до н.э., один из пунктов которого закреплял следующее: “Если кто-нибудь убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, а вернет в страну Рамсеса”. С учётом специфики общественного строя тех времён выдаче подлежали и беглые рабы. Таким образом, понятие экстрадиции в современном его понимании отличается от того понимания, которое было в предшествовавшие исторические эпохи, и представляет собой институт сотрудничества, в рамках которого государства передают по запросу преступников другому государству.

 

Правовое регулирование экстрадиции

 

Универсальный международный договор об экстрадиции отсутствует. Единственным международно-правовой акт, посвященный вопросу экстрадиции, является Типовой договор об экстрадиции, являющийся приложением к резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 45/116 от 14 декабря 1990 года.[1] Типовой договор об экстрадиции[2] раскрывает общие положения об экстрадиции, которыми государства должны руководствоваться при заключении между собой соглашений о выдаче. В частности, в данном договоре фиксируется само обязательство по выдаче преступника, указаны основания для отказа в выдаче (2 группы: императивные и факультативные) и прочие общие положения, которые необходимо учитывать государствам, стремящимся к заключению соглашения об экстрадиции

При этом существует достаточное количество международных соглашений об экстрадиции регионального характера, например Европейская конвенция об экстрадиции 1957 г., Межамериканская конвенция об экстрадиции 1981 г. По числу ратифицировавших государств самой масштабной является Европейская конвенция о выдаче 1957 года, которая открыта в том числе и для государств, не являющихся членами Совета Европы. Так, данная конвенция не прекратила своё действие для Российской Федерации, хоть последняя уже и не является членом Совета Европы. В настоящее время всего 50 государств-участников данной конвенции, включая страны, не являющиеся членами Совета Европы (Израиль, Республика Корея, Российская Федерация, Южная Африка). В отличие от Типового договора об экстрадиции, очевидно, Европейская конвенция о выдаче 1957 года содержит в себе более конкретизированные положения о порядке выдачи, в т.ч. преступления, исключаемые из сферы применения данной конвенции, возможность временного задержания преступника, особенности транзита и др.

Непосредственно сама экстрадиция осуществляется на основе двусторонних международных договоров. Однако не стоит забывать и о силе международного обычая как источника международного права, в т.ч. в отношении рассматриваемого института, поскольку осуществление выдачи преступников не всегда ограничивается отсутствием заключенного между двумя государствами договора. Так, на практике государства выдают друг другу преступников и в отсутствие заключенного договора о выдаче, но на принципе взаимности. Данное явление на практике порождает проблему неопределенности и отсутствия гарантии того, что преступник будет выдан.

 

Актуальные проблемы института экстрадиции и практика

 

Принцип взаимности восполняет отсутствие заключенного между государствами соглашения о выдаче и весьма часто именно за счет действия данного принципа государства договариваются об экстрадиции соответствующих лиц. Однако своего рода проблемой является ситуация, когда в отсутствие соответствующего соглашения об экстрадиции у двух государств сложные отношения. В таком случае вероятность выдачи преступника обусловливается геополитической обстановкой в мире. Данное суждение можно подтвердить практикой отношений Российской Федерации и США в части экстрадиции. Договор о выдаче между данными государствами отсутствует. Как в таком случае происходит выдача преступников? Проиллюстрируем примером экстрадиции А. Буркова.

Гражданин Российской Федерации А. Бурков с 2008 года по 2015 год управлял сайтом Cardplanet, на котором осуществлялась продажа номеров краденых карт. Среди пользователей преимущественное количество составляли граждане США, в связи с чем США предъявили А. Буркову обвинение в мошенничестве с устройствами доступа, при этом были вменены сразу несколько составов: сговор с целью мошенничества; кража персональной информации; вторжение в компьютерные системы; отмыв денег. Общая сумма ущерба составила 21,4 млн. долларов. В 2015 году данное лицо было задержано на территории Израиля. Российская Федерация выдвинула Израилю предложение выдать А. Буркова в обмен на задержанную в России гражданку Израиля Нааму Иссасхар. Два государства пошли на переговоры, однако 30 октября 2019 года министром юстиции Израиля было принято решение о выдаче А. Буркова США. В 2020 году состоялось заседание суда Восточного округа штата Вирджиния, обвинительным приговором которого российский гражданин получил наказание в виде 9 лет свободы, однако в сентябре 2021 года США выдали А. Буркова Российской Федерации.

Как говорилось ранее, между США и Российской Федерацией отсутствует действующее соглашение о выдаче. Есть Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 июня 1999 года. Однако эффективность данного соглашения обуславливается законодательством США, а именно Законом об экстрадиции 1982 года, в соответствии с которым единственным основанием для выдачи преступников является соответствующий договор. Следовательно, ввиду указанной коллизии норм у США отсутствует обязательство по выдаче преступников Российской Федерации. Однако государства по своему усмотрению могут договориться об ином и в отсутствие действующего соглашения об экстрадиции, основываясь на принципе взаимности.

 

Выводы

 

Универсальный международный договор, нормы которого регулируют экстрадицию, отсутствует, однако Типовой договор об экстрадиции является неким образцом для государств. Выдача преступников осуществляется на основании заключаемых между правительствами соответствующих соглашений. Один из основных принципов института экстрадиции, помимо non bis in idem, - принцип взаимности. Именно им руководствуются государства, принимая решение о выдаче преступника, даже при отсутствии соглашения об экстрадиции с этим государством.

  



Нужна консультация?

РБ Интеллект поможет решить ваши юридические проблемы

image