+7 (965) 270-20-00 +7 (499) 745-02-20
Обратный звонок
Обратный звонок Оставьте свои контактные данные и мы перезвоним вам в ближайшее время
*
*
Закрыть окно
info@rbintellekt.ru
Юридичекская компания РБ Интеллект

Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок

Правовые основы информационного обеспечения контрактной системы в                     сфере закупок

Основы информационного обеспечения в сфере закупок устанавливаются в ст. 4 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее № 44-ФЗ) и ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее № 223-ФЗ). В этих статья вводится понятие единой информационной системы (далее – ЕИС), ее содержание, общий порядок ее функционирования и взаимодействия с ней. Непосредственно же регулирует деятельность ЕИС Положение о единой информационной системе в сфере закупок утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - № 60-ПП).

 

Единая информационная система

Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) — единое информационное пространство всей сферы государственных закупок в России. Сегодня в ЕИС публикуются все закупки государственных и муниципальных заказчиков по № 44-ФЗ, а также корпоративных заказчиков по закону № 223-ФЗ. ЕИС была создана для облегчения доступа к сведениям о торгах и минимизации коррупции в сфере закупок. ЕИС также предоставляет функциональность для формирования, обработки и хранения сведений о закупках. Информация, представленная в системе, доступна не только участникам закупок, но и всем посетителям портала государственных закупок на бесплатной основе. Система призвана повысить информационную открытость государственных закупок в России, позволяя эффективнее контролировать их как со стороны общества, так и со стороны органов власти. ЕИС является системообразующим элементом существующей в России системы госзакупок. В информационной системе можно найти как текущие закупки, так и завершенные, будущее и даже несостоявшиеся процедуры. Кроме того, в ЕИС размещаются различные нормативные документы, типовые контракты и базы данных — Каталог товаров, работ и услуг, всевозможные реестры (заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, банковских гарантий и многие другие). Таким образом, сегодня ЕИС это не просто сайт для поиска закупок, но полноценная информационная система, которая предоставляет полный объем необходимой информации.

Официальный сайт имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru, и доступ к нему осуществляется на безвозмездной основе.

 

Порядок регистрации в ЕИС

Порядок регистрации устанавливается Правилами регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок (далее – Правила регистрации в ЕИС), утвержденными № 60-ПП.

Зарегистрироваться в ЕИС в качестве участника закупки может любое юрлицо, за исключением офшорной компании, и любое физлицо (в том числе ИП). Чтобы зарегистрировать участника в ЕИС, уполномоченному лицу необходимо пройти регистрацию, идентификацию и аутентификацию в ЕСИА, например, через портал госуслуг https://gosuslugi.ru и сформировать информацию и документы, необходимые для регистрации.

Действия в ЕИС осуществляются с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Ее получают в удостоверяющем центре, аккредитованном в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ.

Перечень информации и документов, необходимых для регистрации участника в ЕИС, предусмотрены в п. п. 12, 13 Правил регистрации участников в ЕИС. Часть таких информации и документов формируются в ЕИС автоматически. Участнику не надо формировать их самостоятельно.

Ниже приведены сведения и документы, необходимые для регистрации российских юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Перечень сведений для регистрации в ЕИС юридического лица:

•          полное и сокращенное (при наличии) наименование;

•          ИНН, КПП, ОГРН и дата постановки на учет в налоговом органе, а также код причины постановки на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика (при наличии);

•          наименование и цифровой код страны в соответствии с ОКСМ;

•          адрес в пределах места нахождения;

•          код (коды) вида экономической деятельности по ОКВЭД;

•          сведения о принадлежности к СМСП с указанием соответствующей категории (при наличии);

•          сайт юрлица в сети Интернет (при наличии);

•          контактная информация (адрес электронной почты, телефон);

•          фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юрлица, и его ИНН (при наличии), а также данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ;

•          фамилии, имена, отчества (при наличии), ИНН членов коллегиального исполнительного органа (при наличии);

•          наименования либо фамилии, имена, отчества (при наличии), ИНН участников (членов) корпоративного юрлица, владеющих более чем 25% акций (долей, паев) корпоративного юрлица;

•          наименование учредителей унитарного юрлица;

•          выписка из ЕГРЮЛ;

•          сведения об осуществляющем полномочия единоличного исполнительного органа юрлице или ИП (если такие полномочия осуществляются);

•          декларация о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию УИС - если участник закупки является таким учреждением или предприятием;

•          декларация о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной ч. 2 ст. 29 № 44-ФЗ, - если участник относится к такой организации;

•          декларация о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям;

•          информация о привлечении к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (при наличии). Включаются сведения о наименовании суда, принявшего постановление о назначении административного наказания, номере дела, дате принятия постановления и дате его вступления в силу.

Дополнительные сведения, представляемые для регистрации обособленного подразделения юридического лица:

•          наименование обособленного подразделения;

•          КПП обособленного подразделения;

•          адрес (место нахождения) обособленного подразделения.

Перечень сведений для регистрации в ЕИС физического лица - гражданина РФ, в том числе ИП:

 

•          фамилия, имя, отчество (при наличии);

•          ИНН;

•          адрес места жительства, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона;

•          данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ;

•          копия документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ, - для физлица не ИП;

•          ОГРНИП - для ИП;

•          дата регистрации в качестве ИП и дата постановки на учет в налоговом органе;

•          сведения о принадлежности к СМСП с указанием соответствующей категории - для ИП (при наличии);

•          выписка из ЕГРИП - для ИП;

•          информация о применении физлицом спецрежима "Налог на профессиональный доход".

В единый реестр участников закупок сведения о зарегистрированном в ЕИС лице поступят автоматически. Отдельного порядка регистрации в этом реестре для участников не предусмотрено. Федеральное казначейство самостоятельно разместит сведения в едином реестре участников закупок не позднее одного рабочего дня с момента формирования участником сведений и документов в ЕИС за исключением некоторых случаев, когда в реестре участников документы не размещаются, а участник не регистрируется в ЕИС (ч. 1 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ, п. п. 7, 17 Правил регистрации участников в ЕИС).

Участник закупки считается зарегистрированным в ЕИС с 00:00 часов (по московскому времени) дня, следующего за днем размещения информации и документов в едином реестре участников закупок. Регистрация в ЕИС позволяет участвовать в закупках по № 44-ФЗ и закупках № 223-ФЗ, организованных только для малого и среднего бизнеса. Аккредитация на электронных площадках для участников закупок также предусмотрена в автоматическом режиме. Порядок аккредитации не предусматривает совершения участником специальных действий: не позднее следующего рабочего дня после регистрации участника в ЕИС операторы всех площадок осуществляют его аккредитацию.

Регистрация в ЕИС и последующая аккредитация на восьми ФЭТП бесплатны. Они действуют три года, потом автоматически закончатся. Заявку на повторную регистрацию в системе можно отправить не раньше, чем за полгода до окончания предыдущей. При этом если до конца регистрации останется меньше 3 месяцев, то участвовать в госзакупках не получится — нужно будет обновить регистрацию.

 

 

Обзор федеральных электронных торговых площадок для проведения процедуры закупок

 

Электронные торговые площадки (далее - ЭТП) – группа предприятий IT-сектора, которые обеспечивают проведение виртуальных торгов в системе. Под ЭТП также понимается программно-аппаратный комплекс, позволяющий проводить такие торги.

Зарегистрировавшиеся в системе поставщики автоматически получают аккредитацию на всех восьми федеральных ЭТП, их перечень установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р:

1. Акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" - специализируется на закупках в Республике Татарстан в рамках № 44-ФЗ, имеется дополнительная секция для закупок по № 223-ФЗ, интернет-сайт http://zakazrf.ru.

2. Акционерное общество "Единая электронная торговая площадка" - ресурс с учебным центром, эффективной системой IT-безопасности и финансовыми сервисами, веб сайт, интернет-сайт https://www.roseltorg.ru.

3. Акционерное общество "Российский аукционный дом" - универсальная платформа, специализирующаяся на осуществлении классических и интернет-аукционов, связанных с продажей имущества в РФ, интернет-сайт https://lot-online.ru.

4. Акционерное общество "ТЭК - Торг" - деятельность ЭТП в первую очередь ориентирована на крупные компании топливно-энергетического комплекса России и компании с государственным участием, интернет-сайт https://www.tektorg.ru.

5. Акционерное общество "Электронные торговые системы" - интернет-сайт https://www.etp-ets.ru.

6. Закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" - оператор торгов, партнёром которого являются крупнейшие удостоверяющие центры по выдаче сертификатов ЭЦП, интернет-сайт https://sberbank-ast.ru.

7. Общество с ограниченной ответственностью "РТС - тендер" универсальная электронная площадка для проведения всех видов госзакупок в электронной форме, интернет-сайт https://www.rts-tender.ru.

8. Общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ" - торговая площадка Газпромбанка, интегрированная с его банковскими сервисами, интернет-сайт https://etpgpb.ru.

 

Практика по спорам, связанным с информационным обеспечением закупок

 

Практика по спорам с связанным с информационным обеспечением закупок обширна, она включает в себя судебные споры и споры с Федеральной антимонопольной службой (далее – ФАС). Ниже приведены причины споров и позиции судов и ФАС по ним:

Заказчик разместил на официальном сайте протоколы без печати.

Решение УФАС по Саратовской области от 28 октября 2013 г. № 3-13/03-ж - заказчик вправе разместить на официальном сайте составленные в ходе закупки протоколы, на которых отсутствует печать

Заказчик не разъяснил содержание документации по запросу, направленному с нарушением ее требований.

Определение Верховного суда Российской Федерации от 01 апреля 2022 г. № 309-ЭС21-23588 - заказчик вправе не разъяснять содержание документации по запросу, направленному с нарушением требований положения о закупке и (или) документации о закупке.

При внесении изменений в информацию о неторговой закупке не продлен срок подачи заявок.

Решение ФАС России от 10 сентября 2014 г. по делу № 223ФЗ-107/14 и решение от 04.06.2013 по делу № Т-84/13 - при внесении изменений в документацию о неторговой закупке менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок заказчик вправе не продлевать его, если соблюдены требования положения о закупке и (или) документации о закупке.

Заказчик не указал в наименовании закупки конкретный предмет договора.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 ноября 2015 г. № Ф09-5958/15,

Решение ФАС России от 19.11.2015 № 223ФЗ-351/15 - заказчик обязан указывать в извещении наименование закупки с учетом всех предусмотренных ее условиями видов товаров (работ, услуг).

            Извещение о неторговой закупке размещено менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 октября 2013 г. по делу      № А40-11724/13-94-114, решение ФАС России от 10 апреля 2013 г. по делу № Т-30/13 - заказчик вправе разместить извещение о проведении запроса предложений (цен) менее чем за 20 дней до даты окончания срока подачи заявок, если соблюдены сроки, предусмотренные положением о закупке.

Установлен срок подачи заявок, составляющий один рабочий день.

Обзор судебной практики по вопросам, связанных с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 года, решение Московского УФАС от 08.06.2016 по делу № 1-00-991/77-16 - установление срока подачи заявок, составляющего один рабочий день, неправомерно, если требования для участников невыполнимы в указанный срок.

            В документации предусмотрено представление документов на бумажном носителе

при проведении электронной закупки.

Здесь позиции государственных органов диаметрально противоположны:

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.06.2014 № Ф05-5172/2014 по делу № А40-125729/13, решение Санкт-Петербургского УФАС от 28.05.2015 по жалобе

№ Т02-232/15 - заказчик вправе требовать представить прилагаемые к заявке документы на бумажном носителе, если процедура закупки проводится в электронной форме.

 

Постановление арбитражного суда Московского округа от 27.01.2014 № Ф05-16506/2013 по делу № А40-9514/2013, решение ФАС России от 08.10.2015 № 223ФЗ-289/15, решение ФАС России от 10.09.2015 № 223ФЗ-250/15, решение ФАС России от 01.06.2015 № 223ФЗ-119/15, решение ФАС России от 21.10.2014 по делу № 1-00-117/00-02-14, решение Московского УФАС от 15.07.2015 по делу № 1-00-1136/77-15 - заказчик не вправе требовать представить прилагаемые к заявке документы на бумажном носителе, если процедура закупки проводится в электронной форме.

 

Выводы

Исходя из практики можно сделать вывод, что ФАС и суды особое внимание уделяют документации, выложенной в ЕИС, и на соответствие ее требованиям действующего законодательства. Информационное обеспечение контрактной системы в России очень развито, существует детальная нормативно-правовая база, регулирующая его. Долгое время действует большое количество электронных торговых площадок, а ЕИС продолжает совершенствоваться. В данный момент на сайте ЕИС зарегистрировано более 280 тысяч заказчиков и более 560 тысяч поставщиков, только на май 2022 года было заключено 1 258 093 государственных контракта в рамках № 44-ФЗ на 3,56 трлн ₽, а в рамках № 223-ФЗ 635 161 договоров на 4,44 трлн ₽.


 


Нужна консультация?

РБ Интеллект поможет решить ваши юридические проблемы

image