+7 (965) 270-20-00 +7 (499) 745-02-20
Обратный звонок
Обратный звонок Оставьте свои контактные данные и мы перезвоним вам в ближайшее время
*
*
Закрыть окно
info@rbintellekt.ru
Юридичекская компания РБ Интеллект

Электронные услуги и их регулирование в РФ

Понятие электронных услуг

Начнем с того, что единое легальное определения понятия «электронные услуги» в законодательстве РФ на данный момент отсутствует. Однако, ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ГМУ) содержит понятие «предоставление ГМУ в электронной форме», а НК РФ – оказание услуг в электронной форме иностранными организациями. В первом случае, под предоставлением подобных услуг понимается предоставление услуг с использованием ИКТ, включая электронное взаимодействие между соответствующими органами, организациями и заявителями. В НК РФ оказание таких услуг определяется как их услуг через Интернет и прочие информационно-телекоммуникационные сети автоматизировано с использованием информационных технологий. При этом, НК РФ содержит открытый перечень таких услуг. В соответствии с данным перечнем, к таким услугам относятся, в частности, реклама в Интернете, услуги для установления контактов и заключения сделок в Интернете, в том числе предоставление торговой площадки в Интернете, хранение и обработка информации, доступ которой представшего ее лица осуществляется через Интернет, администрирование и поддержка сайтов и так далее. Кроме того, закреплен и перечень тех услуг, которые к электронным не относятся. В данный перечень, в свою очередь, входят, реализация товаров, работ и услуг, заказ которых осуществляется через Интернет, однако которые непосредственно оказываются в «традиционной» форме, оказание консультаций по электронной почте.

А вы знали что мы предоставляем юридические услуги для юридических лиц ?

ГМУ в электронной форме

Предоставление ГМУ в электронной форме включает в себя следующие составляющие:

  • предоставление информации заявителям о ГМУ
  • подача запроса об их предоставлении и прием такого запроса, получение сведений о его выполнении (посредством заполнения электронной формы запроса на портале ГМУ)
  • взаимодействие государственных органов и органов МСУ
  • получение заявителем результата предоставления ГМУ, например, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – ЭП). 

Требования к предоставлению ГМУ в электронной форме установлены Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 № 236. Так, например, данным Постановлением предусматривается, что при заполнении электронной формы запроса на предоставление ГМУ заявителю должна быть обеспечена возможность вернуться к предыдущему этапу его заполнения без потери ранее веденной информации.

Запрос на предоставление ГМУ может быть подписан электронной подписью. В свою очередь, электронная подпись - информация в электронной форме, присоединенная к подписываемой информации, используемая для определения подписывающего ее лица.

Она может быть простой или усиленной квалифицированной.

Особенность квалифицированной электронной подписи заключается в том, что ключ ее проверки указывается в квалифицированном сертификате, который выдается удостоверяющим центром.

Простая же электронная подпись состоит из идентификатора (то есть СНИЛС гражданина или должностного лица юридического лица), и пароля.

Так, запрос на предоставление ГМУ может быть подписан простой электронной подписью, если

  • ГМУ предусматривает не выдачу документов, а предоставление справочной информации
  • Если для предоставления ГМУ необходимо личное участие заявителя 

В иных случаях запрос должен быть подписан квалифицированной подписью.

Что касается результата предоставления ГМУ в электронной форме, то таковым может быть

  • электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью
  • документ на бумажном носителе, подтверждающий содержание электронного документа
  • информация из государственной информационной системы.

А вы знали что мы предоставляем юридические услуги для физических лиц ?

Иные виды услуг, оказываемых в электронной форме

В ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» используется понятие «телемедицинских технологий», то есть таких информационных теологий, которые обеспечивают удаленное взаимодействие медицинских работников и пациентов. Так, с их помощью пациенту могут предоставляться консультации, осуществляться наблюдение за состоянием его здоровья. Помимо взаимодействия между медицинским работником и пациентом, с помощью таких технологий осуществляется также взаимодействие между самим медицинскими работниками, например, с привлекаемым для участия в консилиуме работником сторонней медицинской организации.

В настоящее время стал актуальным вопрос электронного обучения. Так, ФЗ «Об образовании в РФ» предусматривает, что дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при взаимодействии обучающихся и педагогов на расстоянии. При этом, надо отметить, что дистанционное обучение представляет собой именно образовательную технологию, а не форму образования; соответственно, дистанционное обучение может являться очным.

Заказ услуг в электронной форме

Как сказано выше, услуги, заказанные через «Интернет», в дальнейшем могут оказываться и в «традиционной» форме. В данном случае в качестве электронных такие услуги рассматривать нельзя. Тем не менее, учитывая, что традиционная форма не является единственной формой оказания услуг, заказанных через «Интернет», рассмотрим данный способ заказа услуг.

Начнем с того, что в законодательстве РФ (в частности, в ГК РФ) употребляется понятие «дистанционный способ продажи товаров». Под таковым понимается продажа товаров без непосредственного ознакомления потребителя с товаром. Ознакомление с товаром в данном случае осуществляется на основании каталогов, фотоснимков, средств связи и т. д. Соответственно, такое ознакомление может осуществляться и в Интернете. Однако, в ГК РФ говорится именно о дистанционном способе продажи товаров, а не оказания услуг. Тем не менее, дистанционный способ заказа услуг упоминается в Постановлении Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». Как разъяснил ВС РФ, таковое имеет место, если для заказа услуг используются средства удаленной связи (в том числе и «Интернет»), а оплата осуществляется путем безналичных или электронных расчетов. В данном случае, факт заказа услуг может подтверждаться документами, подтверждающими перевод денежных средств.

В соответствии с общими нормами ГК РФ, заключение договора может осуществляться, в частности, посредством конклюдентных действий. К таким действиям относится совершение лицом, получившим предложение о заключении договора (оферту), действий, направленных на выполнение ее условий. Таким образом, если оферта, в том числе и публичная, предусматривает проставление «галочки» или иные подобные действия, то их совершение будет рассматриваться как выполнение оферты, и, следовательно, заключение договора.

Более того, действующая редакция ГК РФ предусматривает, что письменная форма сделки может быть соблюдена не только посредством составления подписанного сторонами документа, но и с помощью электронных средств.

Таким образом, заключение договора на оказание услуг может осуществляться и путем проставления галочек (так называемые click-wrap-соглашения). Надо отметить, что в законодательстве данное понятие не используется. Тем не менее, оно было использовано в информации Роспотребнаадзора от 06.11.2020 «Об особенностях click-wrap-соглашений».

Так, Роспотребнадзор указал, что наличие галочки, например, под условиями о приобретении дополнительных услуг, не подтверждают, что волеизъявление заказчика было осуществлено свободно, а его согласие было осознанно выраженным. В связи с этим, Роспотребнадзор указал на условия, которые необходимы, чтобы его согласие считалось таковым. Во-первых, к форме, которую он заполняет, должна быть приложена информация об услуге, причем ознакомление с ней должно быть возможно без перехода по дополнительным ссылкам. Во-вторых, не должно быть заранее проставленных галочек. Обратное означало бы, что молчание потребителя (который самостоятельно галочки не проставлял) рассматривалось бы как согласие, что по общим нормам ГК РФ не допускается. В противном случае действия исполнителя могут рассматриваться как навязывание дополнительных услуг.

Впрочем, надо отметить, что встречаются и случаи, когда молчание фактически рассматривалось бы как согласие.

Так, например, Ростовский областной суд в апелляционном определении от 27.08.2018 по делу № 33-14998/2018 указал, что потребитель, заполняя заявление на выдачу кредитной карты, и не проставив галочку об отказе от страхования карты, тем самым дал согласие на получение услуги по страхованию.

Заключение

Таким образом, единое легальное определение электронных услуг отсутствует. Нормы, регулирующие электронные услуги, регулируют не электронные услуги вообще, а лишь их отдельные виды (например, ГМУ). В остальном же особенности регулирования таких услуг законодательством не установлены, то есть их регулирование осуществляется на основании общих, а не специальных норм.

Тем не менее, ООО «РБ Интеллект» готово оказать юридическую помощь как по вопросам, как связанным с применением данных норм к отношениям по оказанию электронных услуг, так и по вопросам применения норм, регулирующих оказание отдельных видов таких услуг.


Нужна консультация?

РБ Интеллект поможет решить ваши юридические проблемы

image