+7 (965) 270-20-00 +7 (499) 745-02-20
Обратный звонок
Обратный звонок Оставьте свои контактные данные и мы перезвоним вам в ближайшее время
*
*
Закрыть окно
info@rbintellekt.ru
Юридичекская компания РБ Интеллект

Актуальные вопросы заключения договора на оказания услуг на вывоз мусора в городе Москве

С 1-ого января 2022 года Москва подключается к системе обращения с бытовыми отходами с помощью регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее –ТКО). В этой связи был принят новый, повышенный тариф на обращение с ТКО, в связи с чем считаем данную тему актуальной как для физических и юридических лиц с точки зрения справедливости цены на услуги по вывозу ТКО и требований к качеству таких услуг.

 

Понятие отходов (мусора) в законодательстве РФ.

 

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ № 89) под отходами понимаются вещества и (или) предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению.

Кроме того, в вышеназванной статье дается определение лому и отходам цветных и (или) черных металлов и твердым коммунальным отходам.

Лом и отходы металлов — это пришедшие в негодность или утратившие потребительские свойства изделия из цветных и черных металлов.

Твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими (юридическими) лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Среди твердых коммунальных отходов отдельно выделяют крупногабаритные отходы (далее – КГО), к которым относятся отходы, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

При этом, классификация отходов не ограничивается вышеназванными видами.

ГОСТ Р 56222-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами» (утвержден приказом Росстандарта от 11.11.2014 № 1555-ст) называет такие виды отходов как: твердые отходы; твердые бытовые отходы; жидкие отходы; инертные отходы; медицинские отходы; отходы строительства и реконструкции и так далее.

Таким образом, ГОСТ классифицирует отходы в зависимости от: 1) вида производства в результате которого появились отходы; 2) состава вещества (предмета) и его агрегатного состояния; 3) от степени негативного воздействия на людей и окружающую среду.

В зависимости от степени негативного воздействия, отходы, согласно ст. 4.1 ФЗ № 89 разделяются на пять классов опасности:

I класс – чрезвычайно опасные отходы;

II класс – высокоопасные отходы;

III класс – умеренно опасные отходы;

IV класс – малоопасные отходы;

V класс – практически неопасные отходы.

Из вышесказанного следует, что понятие отходы имеет не только легальное определение, но и различные виды классификаций. Между тем термин мусор, практически не применяется в нормативно-правовых актах. Однако, согласно, ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования» (утвержден приказом Росстандарта от 27.10.2014 № 1447-ст) мусор – все виды отходов, в том числе строительные, образовавшиеся в результате самовольного (несанкционированного) сброса, грунтовые наносы, опавшая листва, ветки, а также иные предметы, нахождение которых на придомовой территории не предусмотрено проектом или архитектурно-планировочным решением.

Таким образом, под мусором понимаются отходы, которые были сброшены самовольно, а также опавшая листва, ветки и иные предметы, которые не должны находится на придомовой территории.

 

 

Нормативно-правовые акты, регулирующие услуги по обращению с ТКО и КГО в городе Москва.

 

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения, связанные с обращением с отходами, является ФЗ № 89.

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе и с крупногабаритными отходами, утверждены постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 (далее – Правила № 641).

Данные правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Учет твердых коммунальных отходов осуществляется согласно Правилам коммерческого учета объема и (или) массы ТКО (утверждены постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505.

В городе Москва также действует Закон от 30.11.2005 № 68 «Об отходах производства и потребления в городе Москва».

Кроме вышеназванного Закона действуют следующие нормативно-правовые акты:

1) постановление Правительства Москвы от 27.10.2020 № 1813-ПП «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы.»

2) постановление Правительства Москвы от 14.10.2003 № 865-ПП «О Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы».

3) постановление Правительства Москвы от 18.06.2019 № 734-ПП «О реализации мероприятий по раздельному сбору (накоплению) твердых коммунальных отходов в городе Москве».

4) постановление Правительства Москвы от 27.12.2016 № 945-ПП «О стоимости услуги по обезвреживанию твердых коммунальных отходов путем их сжигания».

В связи с подключением города Москвы к системе обращения с бытовыми отходами с помощью регионального оператора считаем необходимым отдельно выделить нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос.

Основной регулирования является глава V.1 ФЗ № 89, в соответствии с которым принимаются подзаконные нормативно-правовые акты.

Среди них следует выделить:

1) постановление Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

2) постановление Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».

3) приказ ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

К нормативно-правовым актам города Москва относятся:

1) постановление Правительства Москвы от 27.10.2020 № 1812-ПП «О реализации отдельных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории города Москвы».

2) постановление Правительства Москвы от 29.09.2009 № 1030-ПП 2О регулировании цен (тарифов) в городе Москве».

3) приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы от 13.05.2021 № 01-01-13-105/21 «О присвоении статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами».

4) приказ Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 09.11.2021 № 170-ТР «Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемую Государственным унитарным предприятием города Москвы «Экотехпром», на 2022 год».

Таким образом, можно выделить нормативно-правовые акты, регулирующие услуги по обращению с ТКО и КГО в городе Москва федерального и регионального уровня, нормативно-правовые акты, регулирующие сферу деятельности, порядок отбора регионального оператора и нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ценообразования тарифов на услуги регионального оператора.

 

Проблемы, связанные с заключением договоров на оказание

услуг по обращению с ТКО

 

Порядок ценообразования тарифа на услуги регионального оператора регулируется в первую очередь постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (далее – постановление № 484).

Согласно п. 6 постановления № 484 регулированию подлежит единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с данным нормативно-правовым актом был принят приказ Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 09.11.2021 № 170-ТР, которым с 01.01.2022 вводится единый тариф на услугу регионального оператора в размере 839 рублей 23 копейки за 1 кв.м. без учета НДС.

В связи с этим в настоящее время исполнителям коммунальных услуг, в том числе клиентам РБ «Интеллект» были высланы проекты договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, с применением вышеназванного тарифа.

Согласно высланным проектам договоров, учет объема и (или) массы твердых коммунальных предлагается вести расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, что приводит к необоснованному завышению суммы договора.

Так, например, у ТСЖ ранее сумма договора по обращению с ТКО составляла 263520 рублей. А в проекте договора, направленного региональным оператором, фигурирует сумма в размере 1 850 526 рублей.

Кроме того, региональным оператором вносится не корректное количество баков, используемых ТСЖ (ТСН, ЖСК) и их объем.

Так, например, в проекте договора региональным оператором было указано 4 контейнера объемом 1,1 м3, тогда как ТСЖ использовало только два контейнера объемом 1,1 м3.

Вышеуказанные ошибки приводят к повышению общей суммы договора, на обращение с ТКО в 2-6 раза.

Также в проектах договоров, в разделе порядок сдачи работ и оплаты по договору используется формулировка: «потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.» Такая формулировка может привести к тому, что региональный оператор может не выполнять свою функцию по вывозу ТКО, однако при этом будет претендовать на оплату услуг по договору, а в отсутствие акта сдачи-приемки оказанных услуг доказать обратное будет затруднительно.

Например, ООО «Нижэкология-НН» (региональный оператор) обратилось с иском к ООО «УК Авангард» о взыскании долга по оплате услуг по вывозу ТКО. Судом отказано в удовлетворении исковых требований, поскольку ответчик мотивированно отказался подписать акт приемки-сдачи услуг, поскольку они были оказаны в ненадлежащем качестве (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа 26.07.2021 № Ф01-3392/2021).

Для того, чтобы избежать существенного повышения суммы договора, рекомендуется направлять региональному оператору протоколы разногласий к договору, где необходимо указать, какой метод учета будет применять исполнитель коммунальных услуг, объем и количество используемых баков, периодичность вывоза ТКО. Кроме этого следует внести указание, что работы оплачиваются основании подписанного акта сдачи-приемки оказанных услуг, что поможет защитить интересы собственников помещений в случае, если услуги по вывозу ТКО будут исполнятся ненадлежащим образом или не исполняться вообще.

 

Судебная практика об обязании заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО в редакции ТСЖ (ЖСК, УК) в иных регионах РФ

 

В случае, если региональный оператор по обращению с ТКО (ГУП «ЭкоТехПром»), откажется заключать договор с учетом поправок, внесенных исполнителем коммунальных услуг, то необходимо обратиться в суд с требованием обязать регионального оператора заключить договор в Вашей редакции.

Следует отметить, что судебная практика по данному вопросу неоднородна.

Например, ТСЖ «Монолит» было отказано в удовлетворении исковых требований, поскольку в отсутствие установленных законодательством условий для применения порядка учета ТКО - при раздельном накоплении ТКО, таким образом производить расчеты необходимо исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.06.2020 № Ф01-10376/2020).

По аналогичной причине было отказано в иске ООО «УК Юбилейный» (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.03.2020 № Ф01-8764/2020).

Однако есть и обратная практика.

Так, было удовлетворено исковое заявление ТСЖ «Народная, 50» к региональному оператору об обязании заключить договор в редакции ТСЖ. Поскольку было доказано, что в ТСЖ организована двухконтейнерная система накопления ТКО (постановление Арбитражного Суда Волго-Вятского округа от 17.03.2021 № Ф01-248/2021).

По тем же основаниям был удовлетворен иск ООО «СМК» к «Сергиово-Посадский региональный оператор» (постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.03.2021 № Ф05-3952/2021).

Интересным в данном случае является постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.08.2021 № Ф05-16535/2021.

Решением суда АО «Оборонэнерго» было отказано в заключении договора по обращению с ТКО на условия АО, поскольку обязать сторону заключить договор на прошлое время нельзя, такая обязанность действующим законодательством не предусмотрена.

 

Вывод

 

Подводя итоги необходимо отметить, что не следует торопиться с заключением договора на обращение с ТКО с региональным оператором. Необходимо тщательно проанализировать положения договора, его сумму, применяемый метод учета объема и (или) массы ТКО, количество контейнеров и периодичность вывоза контейнеров. Также следует учесть в договоре обязанность подписывать акты приемки-сдачи услуг, для того, чтобы избежать возможных споров, связанных с качеством предоставляемых услуг.

Юристы РБ «Интеллект» специализируются на представлении интересов ТСЖ, ТСН, ЖСК, УК как на досудебном, так и на судебном этапах разрешения споров.

Нами подготовлены протоколы разногласий к проектам договоров на оказание услуг по вывозу ТКО, результатом которых сумма договоров была снижена на 50-70%.


Нужна консультация?

РБ Интеллект поможет решить ваши юридические проблемы

image