+7 (965) 270-20-00 +7 (499) 745-02-20
Обратный звонок
Обратный звонок Оставьте свои контактные данные и мы перезвоним вам в ближайшее время
*
*
Закрыть окно
info@rbintellekt.ru
Юридичекская компания РБ Интеллект

Актуальные вопросы охраны и защиты смежных прав актеров театра и кино

Понятие смежных прав

 

Толковый словарь С.И. Ожегова определяет слово «смежный», как находящийся непосредственно рядом. Смежные права взаимосвязаны с авторскими правами. В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) глава 71 поименована, как «права, смежные с авторскими». Понятие смежных прав закреплено в п. 1 ст. 1303 ГК РФ.

Смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения, использованные при создании объектов смежных прав. При этом смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на такие произведения.

 

Охрана и защита смежных прав в России

 

Охрана смежных прав в России обеспечивается нормами гражданского законодательства, в том числе главой 71 ГК РФ. В том числе, ст. 1305 ГК РФ установлен знак правовой охраны смежных прав в виде символа «P» в окружности. В одном из дел Суд по интеллектуальным правам разъяснил, что акт размещения на дисках знака охраны смежных прав изготовителя фонограммы с указанием на общество «Звук-М» подтверждает наличие у данного общества исключительных смежных прав изготовителя спорных фонограмм (постановление Суда по интеллектуальным правам от 11.10.2017 № С01-933/2015 по делу № А63-7460/2014).

Для целей защиты смежных прав в России, правообладатели используют общие положения права интеллектуальной собственности (ст.ст. 1251 и 1252 ГК РФ), в которых законодатель предусмотрел открытый перечень способов защиты, которые можно применить для защиты личных неимущественных и имущественных прав:

1. Признание права (п. 1 ст. 1251 ГК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 1252 ГК РФ).

2. Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п. 1 ст. 1251 ГК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 1252 ГК РФ). В одном из примеров использования такого способа защиты, были предъявлены исковые требования российской компанией к компании Apple Inc. о прекращении создания технических условий, обеспечивающих размещение и иное использование фонограмм на страницах сайта информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» «Apple music». Исковые требования были удовлетворены (определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28.12.2021 № 88-28979/2021). В другом деле ООО «КХЛ-Маркетинг» обратилась в суд с исковым заявлением о защите исключительного права на сообщение в эфир или по кабелю телепередач телеканалов «Телеканал «КХЛ», «Телеканал «КХЛ HD», размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», путем возложения на ответчика обязанности прекратить создание технических условий, обеспечивающих размещение, распространение и иное использование сообщений телепередач указанных телеканалов. Требования были удовлетворены (апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.07.2021 по делу № 66-3186/2021).

3. Публикация решения суда о допущенном нарушении (п. 1 ст. 1251 ГК РФ, пп. 5 п. 1 ст. 1252 ГК РФ).

Для защиты личных неимущественных прав можно выделить следующие способы защиты авторских прав:

1. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права (п. 1 ст. 1251 ГК РФ).

2. Компенсация морального вреда (п. 1 ст. 1251 ГК РФ).

Для защиты имущественных прав можно выделить следующие способы защиты исключительного права:

1. Возмещение убытков (пп. 3 п. 1 ст. 1252 ГК РФ). В связи со сложностью доказывания практически не применяется.

2. Взыскание компенсации (п. 3 ст. 1252 ГК РФ, ст. 1311 ГК РФ). Правообладателю предоставлен выбор из трех видов компенсации. Наиболее часто в исковое заявление включается требование о компенсации в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей. Так, АО «Юнайтед Мьюзик Групп» обратилось с иском в Арбитражный суд Волгоградской области к индивидуальному предпринимателю о взыскании денежной компенсации за незаконное использование фонограмм музыкальных произведений в исполнении Трофимова С.В. в размере 255 000 рублей. Требования удовлетворены в полном объеме (постановление Суда по интеллектуальным правам от 14.06.2019 № С01-842/2018 по делу № А12-29731/2017). При этом выбор такого вида не всегда позволяет взыскать искомую сумму, так как зависит от усмотрения суда. Например, ООО «Ворнер Мьюзик» обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании компенсации за нарушение исключительных смежных прав на фонограммы музыкальных произведений в размере 160 000 руб. Суды, проанализировав возражения, изложенные в отзыве ответчика, а также представленные им доказательства, установили, что: нарушение исключительных прав ответчик совершил впервые; стоимость реализованного товара незначительна и составляет 120 руб.; отсутствуют сведения о размере возможных убытков, которые могли быть причинены истцу вследствие неправомерных действий ответчика; имущественное положение предпринимателя, нахождение у него на иждивении ребенка 2013 года рождения, а также наличие кредитных обязательств и обязательств по оплате образовательных услуг на старшего ребенка не позволяют ответчику выплатить компенсацию в заявленном истцом размере. Ввиду изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для снижения размера компенсации (постановление Суда по интеллектуальным правам от 22.02.2019 № С01-17/2019 по делу № А69-820/2018).

3. Изъятие материального носителя (пп. 4 п. 1 ст. 1252, п. 4 ст. 1252 ГК РФ).

 

Актеры театра и кино как субъекты смежных прав

 

В основе древней профессии актера лежит искусство перевоплощаться из одного образа в другой и таким образом воздействовать на зрителя. Следует признать: закрепляя правовую охрану исполнителей, право интеллектуальной собственности ставит перед собой цель защитить права наиболее важных субъектов смежных прав, в том числе, права актеров театра и кино.

Актерское искусство известно с античности, когда зародился древнегреческий театр. Кинематограф в сравнении с театром достаточно молодое искусство, его зарождением следует считать 1895 год, когда братья Люмьер провели свой первый киносеанс. Театр и кино отличны друг от друга, как и актеры, играющие в них. В целях правовой охраны их разграничение не имеет особого смысла.

По смыслу ГК РФ, актеры театры и кино относятся к исполнителям (авторы исполнения) – гражданин, творческим трудом которого создано исполнение (ст. 1313 ГК РФ). Актерам принадлежат права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), если такие исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств (пп. 1 п. 1 ст. 1303 ГК РФ).

Норма пп. 1 п. 1 ст. 1303 ГК РФ предъявляет требования к форме выражения исполнения – возможность их воспроизведения и распространения с помощью технических средств. Объясняется это особенностями подобных объектов (каждое исполнение отличается от другого и составляет самостоятельный охраняемый результат творческой деятельности).

 

Особенности охраны и защиты смежных прав актеров театра и кино в России

 

Актеры театра и кино вправе для оповещения о принадлежащем им исключительном праве на исполнение использовать знак охраны смежных прав. Все доступные способы защиты, предусмотренные ст.ст 1251 и 1252 ГК РФ, доступны для актеров театра и кино.

Неправомерное использование исполнение актеров можно повлечь гражданско-правовую ответственность для нарушителей исключительных прав. Например, за несанкционированное использование чужого исполнения в своем аудиовизуальном произведении против ООО «ИДС Боржоми» был подан иск в размере 500 000 рублей. Требование было удовлетворено (постановление Суда по интеллектуальным правам от 03.07.2020 № С01-228/2020 по делу № А40-314711/2018). В другом примере обладателями исключительных прав на исполнение были заявлены коллективные требования о взыскании компенсации в размере 453 200, 305 700, 147 560, 147 560, 290 000, 590 000 рублей в пользу различных авторов за использование выпусков программы за пределами сроков передачи прав. Требования были удовлетворены. Доказательствами для предъявления такого иска являлись эфирные справки показов выпусков программ. (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 N 09АП-57460/2019 по делу № А40-76743/2019).

Возможны случаи, когда актерам могут не выплатить обещанное вознаграждение, или отказаться выплачивать его в последующем. В таком случае необходимо обращаться в суд с исковым заявлением о взыскании вознаграждения. Например, согласно п. 1.1. договора, актер принял на себя обязательства по участию в спектакле Мюзикл «Чайка» и передаче заказчику исключительных прав, связанных с выполнением работ. Оплата участия исполнителя в показах спектакля осуществляется заказчиком единовременно и зависит от количества сыгранных исполнителем спектаклей из расчета сумма за участие в каждом из показов спектакля. В процессе рассмотрения дела установлено, что в рамках договора исполнитель участвовал в репетициях и 20 показах спектакля, но вознаграждение выплачено не было. Актер обратился в суд, где его требования о взыскании вознаграждения были удовлетворены (апелляционное определение Московского городского суда от 20.09.2019 по делу № 33-40997/2019).

Иногда исполнители пытаются взыскать компенсацию, аргументируя заключением договоров только в отношении оригинального произведения. Судом было установлено, что истцы согласились, что исключительными авторскими и иными правами, создаваемые при их участии, обладает ответчик, которое передало право на переработку видеороликов третьему лицу. Такой иск был отклонен судом в виду отсутствия у истцов исключительных прав (определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05.12.2019 по делу № 88-922/2019). Необходимо понимать: заключая договор об отчуждении исключительного права, передается право на исполнение в целом, которое не зависит от использования его в конкретном произведении. Если же были включены какие-то ограничения, то такой договор мог быть квалифицирован как лицензионный (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

 

Выводы

 

Актеры театра и кино в ходе своей деятельности приобретают интеллектуальные (смежные) права на результаты исполнительной деятельности (исполнения).

Правовой охране подлежит зафиксированное исполнение, допускающее воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Требование законодателя к форме выражения исполнения объясняется тем, что каждое исполнение отличается от другого и составляет самостоятельный охраняемый результат творческой деятельности.

Способы защиты смежных прав зафиксированы общими положениями права интеллектуальной собственности в ст.ст. 1251 и 1252 ГК РФ. Актеры театра и кино могут использовать предоставленные возможности законодателем для защиты своих прав.

Юристы «РБ Интеллект» готовы оказать квалифицированную юридическую помощь по вопросам охраны и защиты смежных прав актеров театра и кино.

 



Нужна консультация?

РБ Интеллект поможет решить ваши юридические проблемы

image