Основания для привлечения должностного лица к административной ответственности
Организация, осуществляющая управление многоквартирным домом (далее – МКД), обязательно имеет руководителя, который вне зависимости от её статуса в административном деликтном праве считается должностным лицом в силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ.
При этом статьи КоАП РФ содержат квалифицирующие деяние признаки по субъекту его совершения, особое место среди которых занимает лицо, являющееся должностным лицом, или которое несет административную ответственность как должностное лицо в силу прямого указания ст. 2.4 КоАП РФ.
С учетом того, что руководитель организации является её единоличным исполнительным органом, т. е. лицом, определяющим действия юридического лица, велика вероятность того, что при совершении административного правонарушения юридическим лицом к административной ответственности будет привлечен его руководитель.
Ниже приведены основные составы административных правонарушений, которые могут быть совершены управляющей МКД организации, а следовательно, в связи с установлением которых к ответственности будет привлечен руководитель такой организации. В статье не приводится дословный текст каждой части соответствующей статьи КоАП РФ, лишь дается её описание.
Статья КоАП РФ |
Краткое содержание |
Пример |
5.27 |
Нарушение норм трудового законодательства |
Руководитель ТСЖ поручил бухгалтерии не платить зарплату. |
5.27.1 |
Нарушение нормативных требований охраны труда |
Руководитель ТСЖ не обеспечил рабочих инструментом. |
5.39 |
Отказ в предоставлении информации |
Руководитель ТСЖ неправомерно отказал адвокату в ответе на адвокатский запрос |
5.61 |
Оскорбление |
Руководитель ТСЖ от лица ТСЖ унизил достоинство должника в неприличной форме. |
5.61.1 |
Клевета |
Руководитель ТСЖ от лица ТСЖ распространил заведомо ложные сведения, порочащие честь жителя МКД. |
6.3 |
Нарушение сан.-эпид. благополучия населения |
Руководитель ТСЖ допустил повышение уровня шума от коммуникаций в доме. |
6.4 |
Нарушение сан.-эпид. требований при эксплуатации МКД |
Руководитель ТСЖ нарушил нормативы при текущем ремонте МКД. |
6.5 |
Нарушение сан.-эпид. требований к воде |
Руководитель ТСЖ допустил ухудшение качества воды в МКД |
6.25 |
Нарушение требований к знаку о запрете курения |
Руководитель ТСЖ не обеспечил размещение знака о запрете курения |
6.35 |
Нарушение сан.-эпид. требований к обращению с ТКО |
Руководитель ТСЖ допустил нарушения при размещении площадки для накопления ТКО |
7.1 |
Самовольное занятие чужого участка |
Руководитель ТСЖ выдал поручение, на основании которого работники ТСЖ захватили соседний земельный участок |
7.22 |
Нарушение правил содержания и ремонта жилых помещений |
Руководитель ТСЖ допустил нарушения при содержании общего имущества в МКД |
7.23 |
Нарушение нормативных уровня или режима обеспечения коммунальными услугами |
Руководитель ТСЖ допустил подачу отопления в жилые помещения с перебоями |
7.23.2 |
Нарушение требований к передаче документации на МКД |
Руководитель ТСЖ нарушил порядок передачи документации МКД новой управляющей МКД организации |
7.24 |
Использование без документации объектов, находящихся в федеральной собственности |
Руководитель ТСЖ допустил эксплуатацию помещений, находящихся в собственности Российской Федерации, без надлежащих документов |
8.1 |
Нарушение экологических требований при эксплуатации зданий |
Руководитель ТСЖ допустил использование токсичных материалов при работе на зеленой зоне территории дома |
8.2 |
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами |
Руководитель ТСЖ допустил выбрасывание неподлежащего переработке мусора в контейнер для мусора, подлежащего вторичной переработке |
9.1.1 |
Нарушение требований к безопасной эксплуатации лифтов |
Руководитель ТСЖ допустил просрочку при проведении технического осмотра лифта |
9.16 |
Нарушение законодательства об энергосбережении |
Руководитель ТСЖ не обеспечил разработку учет потребляемых МКД тепловых ресурсов |
9.21 |
Нарушение порядка подключения |
Руководитель ТСЖ допустил ограничения подачи воды должнику безосновательно |
9.22 |
Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления коммунальных ресурсов |
Руководитель ТСЖ допустил нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления коммунальных ресурсов |
9.23 |
Нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового газового оборудования. |
Руководитель ТСЖ не допустил сотрудников газораспределительной организации к осмотру и ремонту газовых сетей |
13.11 |
Нарушение законодательства о персональных данных |
Руководитель ТСЖ допустил распространение излишней персональной информации о должниках |
13.19 |
Непредставление первичных статистических данных |
Руководитель ТСЖ не представил в Росстат необходимую информацию |
13.19.2 |
Неразмещение, размещение не в полном объеме или размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ |
Руководитель ТСЖ не опубликовал подлежащую публикации информацию в ГИС ЖКХ |
14.1.3 |
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии |
Руководитель управляющей организации приступил к управлению МКД без лицензии |
14.4 |
Выполнение работ/оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований. |
Руководитель ТСЖ допустил нарушения в работе консьерж-службы, если за нее платят собственники |
14.5 |
Выполнение работ/оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение ККТ |
Руководитель ТСЖ рассчитывался с контрагентами-ИП без применения ККТ |
14.6 |
Нарушение порядка ценообразования |
Руководитель ТСЖ допустил завышение тарифов за коммунальные услуги |
14.7 |
Обман потребителей |
Руководитель ТСЖ допустил выставление «двойных» квитанций |
14.8 |
Нарушение иных прав потребителей |
Руководитель ТСЖ ограничил возможность собственников вносить плату за ЖКУ наличными |
14.25 |
Несвоевременное представление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий внесении сведений в ЕГРЮЛ |
Руководитель ТСЖ не представил вовремя информацию в ФНС России для внесения изменений в ЕГРЮЛ |
14.43 |
Нарушение требований технических регламентов |
Руководитель ТСЖ допустил к работе работника, не имеющего необходимых сертификатов допуска |
15.5 |
Нарушение сроков представления налоговой декларации |
Руководитель ТСЖ допустил нарушение сроков представления налоговой декларации |
15.25 |
Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования |
Руководитель ТСЖ допустил расчеты с работниками-нерезидентами РФ наличными |
15.33 |
Нарушение сроков предоставления информации в органы Фонда пенсионного и социального страхования |
Руководитель ТСЖ допустил нарушение сроков предоставления информации в органы Фонда пенсионного и социального страхования |
17.7 |
Невыполнение законных требований прокурора или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. |
Руководитель ТСЖ не исполнил законное требование прокурора из документа, направленного в адрес ТСЖ |
17.14 |
Нарушение законодательства об исполнительном производстве |
Руководитель ТСЖ не исполнил законные требования пристава, направленные в адрес ТСЖ |
17.15 |
Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера. |
Руководитель ТСЖ не опубликовал опровержение ранее распространенным порочащим честь сведениям во исполнение судебного решения, которым такие действия ТСЖ были признаны незаконными |
18.15 |
Незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства |
Руководитель ТСЖ в нарушение установленного порядка привлек к работе иностранного гражданина |
19.4 |
Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего контроль |
Руководитель ТСЖ не обеспечил выполнение предписания должностного лица |
19.4.1 |
Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного или муниципального контроля (надзора). |
Руководитель ТСЖ не передал документы для проведения контроля по требованию должностного лица |
19.5 |
Невыполнение в срок законного предписания |
Руководитель ТСЖ не обеспечил выполнение законного предписания в установленный в нем срок |
19.6 |
Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения |
Руководитель ТСЖ не принял меры к тому, чтобы товарищество не совершило иное административное правонарушение |
19.7 |
Непредставление сведений (информации) |
Руководитель ТСЖ вовремя не направил в орган жилищного надзора копию реестра собственников |
20.4 |
Нарушение требований пожарной безопасности |
Руководитель ТСЖ дал поручение о захламлении путей эвакуации |
20.25 |
Уклонение от исполнения административного наказания |
Руководитель ТСЖ не обеспечил уплату штрафа товариществом |
Вина руководителя и ее роль при привлечении его к административной ответственности
В п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснялось, что вина (умысел или неосторожность) должна считаться установленной тогда, когда доказано, что привлекаемое к административной ответственности имело возможность не допустить административного правонарушения, и неустановленной, если лицо не имело возможности избежать таких последствий.
Так как именно руководитель определяет действия организации, следует полагать, что почти всегда при привлечении к административной ответственности юридического лица подлежать такому же привлечению будет руководитель этого юридического лица.
Однако, следует учитывать, что гражданский оборот строиться на нескольких принципах, одним из которых является добросовестность, которая предполагается в действиях всякого (ст. 10 ГК РФ).
Это означает, что любое лицо может полагаться на то, что его имеющееся обязательство будет исполнено. Например, если руководитель ТСЖ привлек к подрядным работам некую подрядную организацию, а эта организация в нарушение договора провела работы качеством ниже и из запрещенных материалов, то говорить о вине руководителя в соответствующем административном правонарушении затруднительно.
Равно также нельзя говорить о вине руководителя, если лицо, которое на основании договора с ТСЖ имело доверенность и определенные полномочия, действовало не в соответствии с договором, чем повлекло привлечение ТСЖ к административной ответственности, так как руководитель не мог предполагать нарушение договора таким лицом и его действие во вред ТСЖ.
Судебная практика по спорам об административной ответственности руководителя управляющей МКД организации
Решение Московского городского суда по делу № 7-6503/2022 – суд указал, что вина руководителя считается установленной, так как была установлена его возможность не допустить совершение административного правонарушения. В частности, он имел соответствующие полномочия и не принял все доступные ему меры. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии вины руководителя организации.
Решение Московского городского суда от 21.02.2023 по делу № 7-3050/2023 – суд указал, что руководитель виновен в совершении административного правонарушения, которое было совершено в результате исполнения организацией требований договора с другой организацией, так как руководитель организации самостоятельно заключил договор на условиях, выполнение которых ведет к нарушению закона; организации предоставлены соответствующие способы защиты прав, однако, руководитель ими не воспользовался и исполнял противоречащий закону договор своей волей, то есть умышленно.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2022 № 16-2439/2022 – руководитель был признан виновным в том, что организация осуществляла управление МКД без лицензии, так как при имеющихся у него полномочиях он мог не осуществлять управление МКД без лицензии и приступить к получению лицензии. Так как этого сделано не было, он был признан виновным лицом.
Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.06.2023 № 16-1182/2023 – должностное лицо было признано невиновным в совершении административного правонарушения, так как принятие решения, за которое оно было привлекалось к административной ответственности, входит в его полномочия и не обусловлено конкретными обстоятельствами; за исключением отдельных случаев, упомянутых в законе, принятие такого решения является его правом, а не обязанностью, в связи с чем его вины в совершении вменяемого правонарушения не имеется.
Выводы
Фактически, скорее руководитель является виновным лицом в совершении административного правонарушения, чем само юридическое лицо, так как само юридическое лицо контролируется руководителем и его действия определяются именно руководителем.
То есть, если юридическое лицо привлекается к административной ответственности, особое внимание стоит уделить вине его руководителя. Необходимо доказать, что руководитель не был обязан или не мог принимать конкретное решение. Лишь в таких случаях можно говорить о том, что руководитель невиновен в совершении административного правонарушения. Такое бывает, когда, например, лицо, имеющее доверенность, без поручения руководителя совершает действие, в результате которого юридическое лицо привлекается к ответственности.
С целью минимизации риска привлечения руководителя к административной ответственности необходимо тщательное составление документов: договоров, справок, ответов и внутренних регламентов.
Если фактически руководитель давал распоряжения о совершении какого-либо действия или издавал памятку о предотвращении какого-либо правонарушения, а оно в итоге было совершено, то можно говорить о принятии им необходимых мер и действий, так как руководитель организации не может заставить всех лиц действовать конкретным образом, а лишь надеяться на исполнение ими своих обязанностей.
03.06.2024 Новиков В.