+7 (965) 270-20-00 +7 (499) 745-02-20
Обратный звонок
Обратный звонок Оставьте свои контактные данные и мы перезвоним вам в ближайшее время
*
*
Закрыть окно
info@rbintellekt.ru
Юридичекская компания РБ Интеллект

Принцип невмешательства во внутренние дела государства в международном праве

Понятие и легальное закрепления принципа невмешательства во внутренние дела государства

 

Принцип невмешательства во внутренние дела государства является одним из основных и значимых принципов международного права, в соответствии с которым на государства-участников международного права возлагается запрет на вмешательство в дела внутренней компетенции государства. Данный принцип закреплен в п.7 ст.1 Устава Организации Объединённых Наций (далее – Устав ООН)[1], а также в Декларации о принципах международного права 1970 года (далее – Декларация) [2]. При этом стоит подчеркнуть, что в Декларации суть и значение данного принципа раскрываются подробнее, нежели в Уставе ООН. В частности, указывается на неотъемлемое право государства выбирать себе экономическую, политическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства. Однако ещё больше данный принцип конкретизирован в Заключительном акте ОБСЕ 1975 года[3] (далее – Хельсинский акт). В данном акте принцип невмешательства во внутренние дела определён как воздержание государств «от любого вмешательства, прямого или косвенного, индивидуального или коллективного, во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства-участника, независимо от их взаимоотношений». Также указывается на воздержание от любой формы вооруженного вмешательства или такой угрозы, а также акта политического, военного, экономического или какого-либо другого принуждения с целью подчинения другого государства.

 

Соотношение с другими основными принципами международного права

 

Отдельной актуальной проблемой международного права является соотношение его основных принципов.

В частности, в соотношении данного принципа с принципом территориальной целостности не обнаруживается никаких проблем. Наоборот, они друг друга взаимодополняют и одно вытекает из другого. Так, на вмешательство во внутренние дела государства налагается двойной запрет с точки зрения международного права: один обусловлен принципом невмешательства, другой – принципом территориальной целостности. Представляется, что за счёт прямой связи между указанными принципами можно было бы объединить их в один, расширив толкование принципа невмешательства.

Аналогично обстоят дела с соотношением рассматриваемого принципа с принципом суверенного равенства государств, т.к. невмешательство в дела государства внутренней компетенции – одно из проявлений государственного суверенитета, поскольку последний означает независимость и самостоятельность государства как во внутренних делах, так и на международной арене.

Таким образом, основополагающие принципы международного права находятся между собой в прямой связи, взаимодополняя друг друга. Стоит обратить внимание на то, что в тексте самой Декларации 1970 г. указано, что «при истолковании и применении изложенных выше принципов последние являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в свете других принципов.»

История развития международных отношений полна событий, демонстрирующих нарушение акторами международного права основных принципов международного права. Далее предлагается ознакомиться с примерами из практики.

 

Проблемы практики

 

Одним из знаковых дел рассматриваемой проблематики является рассмотренное Международным Судом ООН (далее – МС ООН, Суд) дело Никарагуа против США. Фабула дела заключалась в фактическом вмешательстве США во внутренние дела Никарагуа, выражавшемся в осуществляемой поддержке никарагуанской антиправительственной группировки контрас (финансирование, обучение, вооружение, оснащение и др.); систематических нападениях и вторжениях в водное и воздушное пространство Никарагуа в 1983–1984; минировании войсками США внутренних и территориальных никарагуанских вод без предупреждения и уведомления. При этом в качестве обоснования своего правонарушения США назвали факт оказания помощи соседствующим с Никарагуа государства – Гондурас, Сальвадор и Коста-Рика – по их просьбе, ссылаясь на право на коллективную самооборону.

9 апреля 1984 года заявитель от имени Никарагуа обратился в МС ООН с целью инициировать дело по обвинению США в осуществлении военной и военизированной деятельности на территории Республики Никарагуа, т.е. в нарушение ст.2 Устава ООН, что в последствии было подтверждено и самим Судом. Доводы США о реализации закрепляемым Уставом ООН права на коллективную самооборону были признаны Судом необоснованными. Так, не был установлен факт просьбы Гондураса, Сальвадора, Коста-Рики о вмешательстве США и оказании помощи. Кроме того, МС ООН особо подчеркнул, что осуществление контрмер пропорционально действиям Никарагуа в отношении соседствующих государств было бы дозволенным еще со стороны самих этих государств, но никак не со стороны третьего государства, т.е. США[4].

В результате рассмотрения дела МС ООН 27 июня 1986 года вынес решение, в котором в частности установил необоснованность позиции США, отказал в признании права США на коллективную самооборону и квалифицировал действия США на территории Никарагуа как нарушения обязательств США в рамках международного обычного права не вмешиваться во внутренние дела другого государства, не использовать силу против другого государства и не нарушать его суверенитет, не препятствовать мирной морской торговле, а также обязал незамедлительно прекратить все военные и военизированные действия на территории Никарагуа и воздерживаться от них как от представляющих собой существенные нарушения международно-правовых обязательств США, а также возместить весь нанесенный в результате перечисленных нарушений ущерб.

Советом Безопасности неоднократно поднимался вопрос принятия соответствующей резолюции по исполнению решения Суда, однако очевидно, что данные резолюции были ветированы самими США. Последнее вето было наложено США 28 октября 1986 года. Впоследствии 3 ноября 1986 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюции, предписывающую выполнение постановлений МС ООН, однако по сей день США не выплатили Никарагуа компенсации.

 

Выводы

Принцип невмешательства государства – один из основополагающих принципов международного права, находящийся в тесной связи с другими принципами (например, принцип территориальной целостности, принцип суверенного равенства). Данный принцип имеет закрепление не в одном источнике международного права, более того, он даже конкретизирован в Декларации о принципах международного права 1970 года, а также Декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств от 9 декабря 1981 года. Однако сам факт наличия легального закрепления не гарантирует отсутствие возникновения проблем в международном праве, обусловленных неопределенностью данного принципа. Так, существующее право на коллективную самооборону находится в некоторой коллизии с данным принципом до тех пор, пока не будет четкого разграничения между данными феноменами международного права. Явно демонстрируют данную проблему конфликты 20 века на территории стран Центральной Америки, свержение режима С. Хусейна в Ираке и др. Таким образом, международному сообществу необходимо придти к консенсусу в отношении разработки и закрепления определенных гарантий соблюдения всеми суверенами основных принципов, включая принцип невмешательства.

 

Мальсагова Амина Саид-Селамовна

Младший юрист ООО «РБ Интеллект»




[1] Устав Организации Объединённых Наций. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text


[2] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml.


[3] Заключительный акт Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. URL: https://docs.cntd.ru/document/1901862.


[4] Пункт 249 решения МС ООН по делу «Никарагуа против США» от 27.06.1986. URL: https://www.icj-cij.org/public/files/case-related/70/070-19860627-JUD-01-00-EN.pdf.




Нужна консультация?

РБ Интеллект поможет решить ваши юридические проблемы

image