+7 (965) 270-20-00 +7 (499) 745-02-20
Обратный звонок
Обратный звонок Оставьте свои контактные данные и мы перезвоним вам в ближайшее время
*
*
Закрыть окно
info@rbintellekt.ru
Юридичекская компания РБ Интеллект

Правовое сопровождение звукозаписывающих компаний (лейблов)

Определение лейбла

 

Законодательство не содержит такого термина «как лейбл», а в судебной практике его содержание не раскрывается. Исходя из открытых источников информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и выписки из ЕГРЮЛ лейбла «Rhymes Music», основная сфера лейблов – деятельность в области звукозаписи и издания музыкальных произведений. Таким образом, лейбл – это звукозаписывающая компания, специализирующаяся на записи и издании музыкальных произведений. В дальнейшем лейбл занимается распространением произведений, в первую очередь, на стриминговых площадках (Spotify, Яндекс.Музыка, VK Музыка, Apple Music и др.). Основными функциями лейбла являются запись музыкального произведения и его издание (опубликование). Факультативной функцией – ее распространение с целью получения прибыли. Очень близкие к лейблам по сфере деятельности компании – продюсерские центры. Лейблы и продюсерские центры необходимо разграничивать, так как основной деятельностью продюсерских центров является не запись и распространение музыкальных произведений, а полное сопровождение карьеры музыканта.

В законодательстве нет определения музыкального продюсера. По аналогии с Федеральным законом от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» под музыкальным продюсером следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование деятельности музыканта, организацию записи музыкальных произведений, концертных мероприятий, соблюдение авторских прав и разрешение иных вопросов, связанных с творческой деятельностью музыканта.

Таким образом, основные функции, которые выполняет продюсер – это финансирование деятельности музыканта; организация записи музыкальных произведений; концертных мероприятий; соблюдение авторских прав; разрешение иных вопросов, связанных с творческой деятельности музыканта.   Продюсерский же центр является компанией с множеством сотрудников, каждый из которых отвечает за конкретных музыкантов и исполняет функции продюсера.

Примером продюсерского центра, который при этом называет себя «лейблом», является компания «Black Star» (музыканты: Клава Кока, Slame, Егор Шип и др.). Наиболее яркими примерами действительных лейблов являются Universal Music Group (музыканты: Элджей и др), Sony Music Entertainment (музыканты: вышел покурить, OG Buda и др.), Warner Music Group (музыканты: Джарахов, Егор Крид, Boulevard Depo и др.).

Некоторые музыканты принципиально предпочитают не работать с лейблами (пример: Noize MC, PHARAOH). Например, Глеб Голубин под псевдонимом «PHARAOH» для решения юридических вопросов учредил собственное юридическое лицо – ООО «Клуб-18». Отказ от сотрудничества с лейблами, в первую очередь, объясняется желанием быть полностью независимыми.

 

Договорные отношения в деятельности лейблов

 

Договорные отношения лейблов с артистами могут строиться на различных договорах, предусмотренных ч. 4 ГК РФ: договор авторского заказа, лицензионный, об отчуждении исключительного права. Встречаются и смешанные договоры, включающие в элементы иных соглашений (лицензионный, авторского заказа) (постановление Суда по интеллектуальным правам от 30.04.2021 № С01-545/2021 по делу № А56-55407/2020).

Заключив договор авторского заказа, музыкант становится обязанным по заказу лейбла создать определенное музыкальное произведение (ст. 1288 ГК РФ). По лицензионному договору музыкант предоставляет или обязуется предоставить лейблу право использования музыкального произведения в предусмотренных договором пределах (ст. 1235 ГК РФ). Выделяют исключительную и простую (неисключительную) лицензию (ст. 1236 ГК РФ). Возможно и отчуждение исключительного права, заключив договор, по которому музыкант передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на музыкальное произведение лейблу в полном объеме (1343 ГК РФ).

Записав музыкальное произведение, лейбл становится обладателем исключительного права на саму запись (фонограмма) (ст. 1322 ГК РФ). Согласно пп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ фонограммы – это любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений. В последующем лейбл может распорядиться своим исключительным правом на фонограмму любым не противоречащим способом. При этом смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения, использованные при создании объектов смежных прав. Именно поэтому необходимо заключение соответствующих соглашений с музыкантами.

 

Судебные споры между лейблами и музыкантами

 

Конфликт между лейблом и музыкантом, как правило, возникает в связи с расторжением или изменением договора и невыплатой вознаграждения (роялти) по нему. Условия о вознаграждении прямо указываются в условиях договора, заключаемого с музыкантами. Например, в лицензионном договоре между лейблом «Rhymes Music» и музыкантом были следующие условия: пунктом 3.1 лицензионного договора установлено, что за предоставление права на использование произведений, исполнений, фонограмм, видеоклипов, указанных в приложениях к договору, лицензиат выплачивает лицензиару вознаграждение в размере 50% от дохода, полученного лицензиатом от использования объектов вышеуказанными в договоре способами, в том числе способом их публичного исполнения, сообщения в эфир, сообщения по кабелю, доведения до всеобщего сведения, в том числе в виде контента, мобильного контента, использования в составе сложных объектов и с иными результатами интеллектуальной деятельности, в том числе в составе аудиовизуальных произведений, а также размещения и монетизации на платформе YouTube. Согласно пункту 3.2 лицензионного договора за предоставление права на использование произведений, исполнений, фонограмм, указанных в приложении № 1 к договору, ответчик выплачивает истцу авансовое вознаграждение в размере 3 000 000 руб. в следующем порядке: 1 500 000 руб. в течение 2 рабочих дней после заключения договора; 1 500 000 руб. после передачи произведений, исполнений, фонограмм, указанных в приложении № 1 к договору, а именно одного альбома, и заключения акта приема-передачи. В настоящем деле музыкант пытался обязать принять лейбл выполненный альбом и выплатить вторую часть вознаграждения, но из-за неправильно составленного договора в исковых требованиях музыканту было отказано (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2021 № 13АП-34863/2020 по делу № А56-55407/2020).

 

Выводы

 

Под лейблом следует понимать музыкальное издательство, звукозаписывающую компанию, основная деятельность которого заключается в обеспечении записи музыкального произведения и его распространение.

Для урегулирования отношений с музыкантами, лейблы используют различные договоры, предусмотренные ч. 4 ГК РФ, при этом возможны смешанные договоры, включающие в себя элементы других соглашений. Конфликты же между лейблом и музыкантами могут возникнуть в связи с выплатой вознаграждения по заключенному договору, а также расторжением или изменением.

Юристы «РБ Интеллект» готовы оказать квалифицированную юридическую помощь по вопросам защиты прав музыкантов в спорах с лейблами.



Нужна консультация?

РБ Интеллект поможет решить ваши юридические проблемы

image