+7 (965) 270-20-00 +7 (499) 745-02-20
Обратный звонок
Обратный звонок Оставьте свои контактные данные и мы перезвоним вам в ближайшее время
*
*
Закрыть окно
info@rbintellekt.ru
Юридичекская компания РБ Интеллект

Основные льготы малому бизнесу в Российской Федерации.

Определение «льгота» не закреплено на законодательном уровне. Под льготой понимается преимущественное право, облегчение, предоставляемое кому-нибудь как исключение из общих правил. Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, льготы малому бизнесу это - преимущественные права, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.

Виды льгот малому бизнесу.

Законодательством предусмотрены разные виды льгот для субъектов, которые перечислены в ст. 7 Федерального закона 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее – ФЗ № 209).

Согласно ст. 7 ФЗ № 209 в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам;

2) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.

Данный перечень не является закрытым, п. 9 ст. 7 установлено, что в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов ФЗ № 209.

Специальные налоговые режимы.

Упрощенная система налогообложения (УСН) (глава 26.2 НК РФ).

Патентная система налогообложения (ПСН) (глава 26.5 НК РФ).

Налоговые каникулы для ИП до 2023 г.

Согласно Закону г. Москвы от 18.03.2015 № 10 (срок действия данного закона истёк 01.01.2021) индивидуальные предприниматели при применении УСН имеют право на нулевую ставку в течении двух налоговых периодов.

Пониженные тарифы по страховым взносам для отдельных

категорий плательщиков (ст. 427 НК РФ).

Субъекты малого и среднего предпринимательства с начала 2021 применяют следующие страховые тарифы:

1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10,0 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10,0 процента;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0,0 процента;

3) на обязательное медицинское страхование - 5,0 процента.

Упрощенное ведение бухгалтерской отчетности.

Согласно пп. 1 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» предусматривает, что субъекты малого предпринимательства вправе «применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учёта, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Упрощенное ведение кассовых операций.

Согласно указанию Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» индивидуальные предприниматели и субъекты малого предпринимательства вправе не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе.

Индивидуальные предприниматели также могут не вести кассовую книгу.

Упрощенный порядок составления статистической отчетности (п. 3 ст. 7 ФЗ № 209).

Согласно ст. 5 ФЗ № 209 федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов МСП осуществляются путём проведения сплошных статистических наблюдений и выборочных статистических наблюдений.

Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов МСП проводятся один раз в пять лет.

Льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами МСП государственное и муниципальное имущество (п. 4 ст. 7 ФЗ № 209).

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях.

Особенности участия субъектов МСП в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 5 ст. 7 ФЗ № 209).

Согласно ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов МСП в объёме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.

Мораторий на плановые проверки до 2023 года.

Согласно постановлению Правительства РФ от 08.09.2021 № 1520 в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в 2022 году не проводятся;

б) при формировании на 2022 год планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2428 «О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года» и планов проведения плановых проверок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки в ежегодные планы не включаются.

Возможность заключать срочные трудовые договоры.

Согласно абз. 15 ст. 59 ТК РФ субъекты малого предпринимательства с численностью работников не более 35 вправе, по соглашению сторон, заключать срочные трудовые договоры.

Замена административного штрафа на предупреждение.

Согласно ст. 4.4.1. КоАП РФ субъектам малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком.

Льгота на налог на имущество организаций.

Согласно ст. 4.1. Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» «налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:

1) налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;

2) налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;

3) за предшествующий налоговый период средняя численность работников налогоплательщика составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника составила не менее 2 млн. рублей.»

Формы предоставления льготы малому бизнесу.

Льготы, как следует из определения, могут предоставляться в форме преимущественного права перед другими участниками хозяйственного оборота, в форме полных или частичных освобождений от выполнения установленных правил, либо в форме облегчения выполнения условий установленных правил.

К льготам, предоставляемым в форме преимущественного права можно отнести:

1) Специальные налоговые режимы;

2) Пониженные тарифы по страховым взносам;

3) Возможность заключать срочные трудовые договоры;

4) Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества;

5) Льгота на налог на имущество организаций;

К формам полного либо частичного освобождения от выполнения установленных правил можно отнести:

1) Упрощенное ведение бухгалтерской отчетности;

2) Упрощенное ведение кассовых операций;

3) Упрощенный порядок составления статистической отчетности;

4) Льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами МСП государственное и муниципальное имущество.

К формам облегчения выполнения условий установленных правил можно отнести:

1) Налоговые каникулы для ИП до 2023 г.;

2) Особенности участия субъектов МСП в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

3) Мораторий на плановые проверки до 2023 года;

4) Замена административного штрафа на предупреждение.


Вывод.

Таким образом, круг предоставляемы субъектам малого бизнеса преференций достаточно широк и начинающий предприниматель может легко запутаться в количестве льгот, которые полагаются ему как субъекту малого бизнеса. Это может привести к недополучению прибыли или проблемам с государственными органами, которые могут незаконно привлечь предпринимателя к ответственности.

«РБ Интеллект» готово оказать квалифицированную помощь представителям малого бизнеса, для получения необходимых льгот со стороны государства или обжалованию неправомерных действий со стороны государственных органов.


Нужна консультация?

РБ Интеллект поможет решить ваши юридические проблемы

image