+7 (965) 270-20-00 +7 (499) 745-02-20
Обратный звонок
Обратный звонок Оставьте свои контактные данные и мы перезвоним вам в ближайшее время
*
*
Закрыть окно
info@rbintellekt.ru
Юридичекская компания РБ Интеллект

Оформление обращений, писем, жалоб в органы власти при нарушении прав граждан и юридических лиц

Основным нормативно-правовым актом в данной сфере является «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (далее – ФЗ). Обратим внимание, что каких-либо исключений в отношении обращений индивидуальных предпринимателей ФЗ не устанавливает; более того, ФЗ прямо предусматривает, что его нормы применяются к обращениям не только граждан, но и юридических лиц (ЮЛ); таким образом, сказанное ниже относительно требований, предъявляемых к обращениям граждан, с одной стороны, и обязанности органов власти по рассмотрению таких обращений – с другой стороны, в равной мере относится и к обращениям ЮЛ.

Обращения ЮЛ приравнены к обращениям граждан и на уровне подзаконных актов (см., например, Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)) (утвержден постановлением Правительства России от 28.07.2005 № 452) (далее – Типовой регламент).

Обращения граждан делятся на:

·        предложения;

·        заявления;

·        жалобы.

Согласно ФЗ в обращениях должны быть указаны:

·        Орган или должностное лицо, которому адресовано обращение;

·        ФИО и адрес гражданина;

·        суть обращения;

·        дата.

Кроме того, ведомственными актами могут быть установлены формы обращений.

Неуказание гражданином своего адреса, фамилии влечет отказ в принятии обращения. Анонимные обращения не могут являться основанием для проведения проверки, поводом для возбуждения уголовного дела (обращения считаются анонимными в том числе и тогда, когда в них указаны недостоверные сведения о заявителе, например, вымышленные ФИО или ФИО лица, которое в действительности в государственный орган не обращалось). Впрочем, это не означает, что подобные обращения не влекут никаких последствий: например, анонимные сообщения о преступления могут являться основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий (см., например, приказ МВД России от 29.08.2014 № 736).

Иные нарушения данных требований (например, отсутствие даты обращения) отказ в рассмотрении обращения не влекут.

Требований о количестве экземпляров обращения ФЗ не устанавливает. Тем не менее, фактически обращения часто предоставляются в двух экземплярах, один из которых, после проставления на нем отметки о принятии обращения, остается у гражданина и подтверждает факт принятия обращения. При этом, законодательством некоторых субъектов РФ предоставление обращений в органы власти данных субъектов в двух экземплярах предусмотрено (Закон Саратовской области от 29.07.2010 № 142-ЗСО).

К обращению могут быть приложены дополнительные документы. Приложение таких документов является правом, а не обязанностью гражданина и повлечь отказ в принятии обращения не может (государственные органы в ряде случаев вправе самостоятельно истребовать необходимые документы, такое право органов жилищного надзора прямо предусмотрено ЖК РФ) (апелляционное определение ВС Республики Татарстан от 21.09.2015 по делу № 33-13806/2015).

А вы знали что мы предоставляем юридические услуги для физических лиц ?

Предоставление обращений электронной форме

 Обращение может быть подано как в письменном, так и в электронном виде.

Ранее ФЗ предусматривал возможность направления ответа на электронное обращение как на электронный, так и на почтовый адрес, который, указывался в обращении. В настоящее время ФЗ предусматривает возможность направления ответа только на электронный адрес, который указывается в обращении вместо почтового.

Типовой регламент, а равно регламенты конкретных ФОИВ (например, Росреестра) (утвержден приказом Росреестра от 04.06.2019 № П/0218) предусматривают направление ответов не на электронный адрес, а посредством почтовой связи.

При этом, требование о подписании такого обращения электронной подписью не установлено, соответственно, отсутствие электронной подписи рассмотрению обращения не препятствует (постановление Архангельского областного суда от 02.06.2016 № 4а-181/2016).

Способы подачи электронных обращений ФЗ не установлены. В связи с этим, обращения могут быть направлены:

·        через электронную приемную, т. е. посредством заполнения формы, размещенной на сайте органа власти;

·        по электронной почте;

·        путем предоставления съемного машинного носителя.

Вместе с тем, ведомственные акты часто устанавливают, что электронные обращения подаются «исключительно» или «как правило» одним из данных способов. Так, например, Регламент ФССП (утвержден приказом ФССП России от 29.05.2012 № 256) предусматривает возможность подачи обращений лишь через «электронную приемную». Составление обращения в свободной форме и направление его по электронной почте является основанием для отказа в его рассмотрении (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.02.2015 № 33-2133/2015 по делу № 2-3967/2014).

Так как ФЗ вопрос о способах подачи электронных обращений не регулирует, то установление подобных ограничений в качестве его нарушения не рассматривается (определение ВС РФ от 21.02.2018 № 78-АПГ17-26).

Встречается и противоположная позиция. Так ВС Республики Саха указал, что так как ФЗ не предусматривает запрета предъявления электронного обращения на съемном машинном носителе, то нормы о возможности направления обращения исключительно через информационно-телекоммуникационные сети противоречат ему (решение от 28.07.2015 по делу № 3-41/15).

Кроме того, учитывается, была ли размещена такая форма для заполнения на сайте органа и, соответственно, могли ли граждане реализовать свое право на обращение заполнив такую форму. Например, бездействие областного Управления Роспотребнадзора, не рассмотревшего обращение гражданина, направленное не через электронную приемную, а по электронной почте, было признано незаконным, так как фактически форма для заполнения на сайте размещена не была. (определение Второго кассационного суда общей юрисдикции (далее – КСОЮ) от 26.02.2020 по делу № 88а-2618/2020).

Ответ на обращение граждан

В отличие от требований к обращениям граждан, требований к содержанию ответа на такие обращения ФЗ не содержит, однако предусматривает право граждан на получение ответа по существу обращения.

Таким образом, ответ на обращение гражданина должен соответствовать существу обращения.

Предоставление ответа не по существу обращения может являться основанием для:

·        Привлечения должностного лица к административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (см., например, постановление Первого КСОЮ от 15.07.2020 № 16-3611/2020);

·        Признания данных действий незаконными в порядке административного судопроизводства (арбитражного судопроизводства по делам об оспаривании действий и бездлействий государственных органов).

Так, например, гражданину З. было отказано в принятии административного иска о признании незаконным ответа судебного пристава на его обращение со ссылкой на то, что ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает возможность обжалования постановлений судебных приставов, а ответ на обращение гражданина постановлением не является; однако суд апелляционной инстанции с такой позицией не согласился, указав, что ответ на обращение затрагивает информационные права гражданина, и, следовательно, может быть обжалован на основании общих норм КАС РФ (апелляционное определение Нижегородского областного суда от 20.09.2017 по делу N 33а-10847/2017).

В качестве примера нарушения права на получение ответа по существу обращения можно привести случаи, когда орган власти сообщает гражданину, что:

·        Ответ на соответствующий вопрос уже был предоставлен ранее;

·        Рассмотрение обращения в компетенцию органа власти не входит.

Так, в первом случае орган власти вправе принять решении о прекращении переписки с гражданином, уведомив его об этом. Если же такое решение принято не было, то направление ответа по существу обращения обязательно, даже если ответы по тому же вопросу уже предоставлялись гражданину (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.05.2015 № 33-4241/2015).

Во втором случае орган, в который поступило обращение, обязан перенаправить его в орган, уполномоченный на его рассмотрение. Если данная обязанность исполнена им не была, то ответ, в котором указано на отсутствие компетенции по рассмотрению обращения, признается незаконным (апелляционное определение Воронежского областного суда от 20.02.2018 по делу № 33А-1138/2018).

Общий срок рассмотрения обращения – 30 дней может быть продлен, в том числе для направление необходимых запросов, не более чем на 30 дней, о чем заявитель должен быть уведомлен. Конкретный срок продления его рассмотрения в таком уведомлении может быть и не указан (постановление Первого КСОЮ от 13.12.2019 по делу № 16-217/2019). Хотя отношения по рассмотрению обращению граждан являются публично-правовыми, а не частноправовыми, к ним по аналогии применяются положения ГК РФ о сроках (постановление Московского областного суда от 10.10.2014 по делу № П4а-447/14), в том числе нормы о переносе последнего дня срока, приходящегося на выходной день, на следующий рабочий день. Таким образом, срок рассмотрения обращения исчисляется не в рабочих, а в календарных днях, его течение начинается на следующий день после регистрации общения.

Как сказано выше, положения ФЗ применяются и к обращениям ЮЛ; ответ на такие обращения также должен быть направлен в течении 30 дней (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.08.2017 по делу № А40-214143/2016).

 

Заключение

В случае нарушения прав граждан, ООО «РБ Интеллект» готово оказать необходимую помощь в оформлении обращений в органы власти, предоставляя консультации, разрабатывая проекты обращений и осуществляя представительство при подаче таких обращений.


Нужна консультация?

РБ Интеллект поможет решить ваши юридические проблемы

image